КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Евгения Гранде».Как Бальзак описывает старика Гранде?Волосы у него были рыжеватые с проседью—золото и серебро.Он имеет в виду серебро валютное.И блеск золота — это монетный блеск. Перед читателем как раз и происходит это овеществление человека. Гранде это овеществленный человек. Человек, понятый, воспринятый, описанный на языке вещей и цифр. Так обстоит дело в «Человеческой комедии». И величайшие трагикомические происшествия происходят от неправильной оценки бюджета. Вот на какой тяжелой иронии построена повесть о Гранде. Приехал кузен Гранде из Парижа. Евгения без памяти влюблена в Шарля, а Шарль не понял, не оценил, сколько она стоит. Что за ней стоят миллионы. Евгения всю жизнь любит Шарля, эту тень, однажды ей мелькнувшую. Шарль приезжает из Индии, женится на богатой невесте в Париже, и вдруг он узнает, какие миллионы стоят за Евгенией. Он ошибся! Это бюджетная ошибка. Это, конечно, горький юмор. Вот, «счастье» не состоялось. Шарль Гранде плохо рассчитал. Это ирония Бальзака: плохо рассчитал. Он не догадывается о том, что эта беззаветно влюбленная в него Евгения — одна из самых богатых невест во Франции. А Евгения? Вы помните, как Евгения доживает среди всех этих бесполезных миллионов? Миллионы сами по себе, а она сама по себе. Миллионы растут, но это ненужные миллионы. Видите, как у Бальзака получается: вещи имеют свою историю, люди имеют свою историю, и они плохо соединяются друг с другом. Все подлежит учету, но люди часто плохо учитывают. У Бальзака даже описания, если хотите, носят коммерческий характер. Когда Бальзак описывает обстановку человека — так это, собственно говоря, ответ на тот же вопрос: сколько он стоит? Вот у Бальзака описывается жилище в романе «Крестьяне». Описывается жилище ростовщика Ригу со всем движимым и недвижимым. И Бальзак сам добавляет: «По этому сжатому описанию, стилем своим не уступающему объявлению о распродаже...» и так далее. Бальзак намеренно превращает описание в объявление о продаже. Судьбы личностей — это судьбы имуществ. И все окружающее их — это имущество. Это важнейший элемент в «Человеческой комедии», Какие выходы искал Бальзак в «Человеческой комедии»? Он видит, что современное общество глубоко неблагополучно; ведь нельзя же оставаться при таком порядке вещей, когда людьми командуют вещи. Нужно непременно обновление. Но Бальзак, в сущности, ничего предложить не мог. В его время были развиты идеи утопического социализма, но Бальзак был чужд им. Он был реалист, и не верил в учение утопического социализма. И выход он видел не впереди, а в реставрации прошлого. Он думал, что Францию может спасти сильная монархическая власть и Церковь. Этот человек, создавший беспощадную картину современного общества, в то же время проповедует как спасение старую бурбонскую монархию. Проповедует трон и алтарь. Либо Бальзак указывает на другой выход — чисто анархический. И этот выход представлен у него в одном из самых замечательных героев — в Вотрене. Бальзак умел создавать интересных людей. Его персонажи — это очень интересные личности. Это не просто Жаны и Жаки, а это очень примечательные личности. И может быть, самая замечательная личность — это Вотрен. Вотрен появляется у него в разных романах: в «Отце Горио», в романе «Утраченные иллюзии». Потом Бальзак написал (правда, совсем неудачную) пьесу о Вотрене, которая называлась «Последнее воплощение Вотрена». Вотрен — особый человек, ведущий странный образ жизни. Он живет в пансионе, где-то пропадает по ночам, принимает у себя странных людей и развращает, сколько может, молодого Растиньяка. Растиньяк— тоже один из любимых героев Бальзака, молодой человек, приехавший из провинции с тем, чтобы завоевать Париж. Вотрен преподает ему науку завоевания Парижа. И главное правило этой науки: ничем себя не стеснять. Нужен подлог — совершай подлог. Есть надобность в убийстве — совершай убийство. Одним словом, успех оправдан при любых обстоятельствах. Растиньяк беден. Он нищий студент, живет в пансионе мамаши Воке, где-то там, на краю стола, обедает. А Вотрен говорит ему: вот видите там, за столом, такую девочку, мадемуазель Тайфер? Так вот, вы знаете, что эта Тайфер в один прекрасный день может оказаться одной из самых богатых невест Парижа? У нее есть единственный брат, наследник состояния богатого банкира. Ну, а что, если мы ее братца уберем? Тогда, хочет ее отец или не хочет, она окажется его наследницей. Вотрен объясняет Растиньяку, что у него есть подручный, величайший бурбон и забияка; он может затеять ссору и вызвать Тайфера на дуэль. И ведь Вотрен так все и выполнил. В один прекрасный день Тайфер убит на дуэли. Вотрен — это своеобразный философ. Вообще у Бальзака все его большие люди склонны к философствованию. Ростовщик Гобсек — это же мыслитель, философ. И Вотрен — это философ. Вотрен не просто мастер всяких темных дел, он еще теоретик темных дел. И у него есть своя мораль. А мораль эта такая: все дозволено. Если ты можешь, если ты умеешь — все дозволено. Если ты умеешь проложить себе путь к большим деньгам, то тебе все дозволено. Пользуйся без оговорок своим умом, своей изобретательностью, своей энергией. Убийство молодого Тайфера — это пример. Вотрен — беглый каторжник. Но этот человек со страшными идеями (и тем он особенно интересен) — это, в сущности, интересный ум. Он ненавидит современное общество. Современное общество со всем его насилием, со всем его шарлатанством. Недаром он попал на каторгу. Он попал на каторгу как ненавистник существующего порядка вещей. Он себя называет, когда полиция приходит его арестовать, учеником Жан-Жака Руссо, апостола социальной справедливости. У Вотрена философия, порожденная эпохой. Да, надо воевать с современным обществом, надо делать все, чтобы его разрушать. А что для этого нужно? Доконца доводить собственные принципы этого общества. Буржуазное общество существует на принципе: все дозволено. Оно тайно исповедует этот принцип. Тайно. Трусливо. Всякий так и поступает — никто только не смеет этого проповедовать. Буржуазное общество индивидуально. А что это значит? Это и значит — жить по принципу: все дозволено. Только буржуа делает это замаскировано, наполовину, А Вотрен проповедует то, что все делают потихоньку, скрытно, не полностью,— только он делает все открыто, до конца. Если в современном обществе доводить до конца его собственный принцип — это и значит разрушать его. Все дозволено — это всеобщее разрушение. Вот он и проповедует это «все дозволено» для того, чтобы покончить с ненавистным ему буржуазным обществом. Вот что это за человек: это в одном лице философ и разбойник. Друг справедливости, призывающий к крайней несправедливости во имя той же справедливости. То, чему призывает Бальзак - при помощи Церкви и престола скреплять современное ему общество, - наоборот, проповедует самый яростный, безудержный анархизм Вотрена. Вот два варианта защиты современного общества, по Бальзаку. Церковь и престол — один вариант. А другой — анархизм Вотрена.
VII-A 1. Оноре Бальзак: О 19 веке.«Люди требуют от нас прекрасных картин, но где же модели для них? Неужели ваши убогие одежды, ваши неудавшиеся революции, ваши короли на половинном окладе настолько поэтичны, что стоит их изображать?» «В 19 веке у пэра Франции и у торговца, у художника и буржуа, у студента и военного — почти одинаковый вид… Нужен проницательный взор для того, чтобы оттыкать в кабинете поверенного, в конторе нотариуса, в глубине провинции, под обивкой парижских будуаров ту драму, которую все требуют, которая, как змея при приближении зимы, скрывается в самых темных расселинах скал». Из предисловия к «Человеческой комедии»: «Самим историком должно было оказаться французское Общество, мне оставалось только быть его секретарем. Составляя опись пороков и добродетелей, собирая наиболее яркие случаи проявления страстей, изображая характеры, выбирая главнейшие события из жизни Общества, создавая типы путем соединения отдельных черт многочисленных однородных характеров, быть может, мне удалось бы написать историю, забытую столькими историками, историю нравов. … Подобный труд был бы еще ничем. … Мне нужно было изучить основы или одну общую основу социальных явлений, уловить скрытый смысл подобного скопища типов, страстей и событий. … Найдя эту основу, этот социальный двигатель, мне следовало поразмыслить о принципах естества и обнаружить, в чем человеческое Общество отдаляются или приближаются к вечному закону, к истине, к красоте. … Изображенное так Общество должно заключать в себе смысл своего развития». Предстояло написать произведение, которое должно было охватить три формы бытия – мужчин, женщин и вещи, то есть людей и материальное воплощение их мышления, - словом, изобразить человека и жизнь». «Идея «Человеческой комедии» родилась из сравнения человечества с животным миром. … Единство организмов занимало величайшие умы (Сведенборг, Сен-мартен, Лейбниц, Бюффон, Шарль Бонне, Кювье, Жофруа Сент-Илер),у них находишь зачатки замечательного закона: каждый для себя, на котором и зиждется единство организмов. … Проникнувшись идеями этой системы… я увидел, что в этом отношении Общество подобно природе. Ведь Общество создает из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире. Различие между солдатом, рабочим, чиновником, адвокатом, бездельником, ученым, государственным деятелем, торговцем, моряком, поэтом, бедняком, священником так же значительно, как и то, что отличает друг от друга волка, льва, ворона, тюленя и т.д. … Но разнообразию животного мира природа поставила границы, в которых Обществу не суждено было удержаться. Когда Бюффон изображает льва-самца, ему достаточно всего нескольких фраз, чтобы определить и львицу, между тем в Обществе женщина далеко не всегда может рассматриваться как самка мужчины. Даже в одной семье могут быть два существа, совершенно не похожие друг на друга. Жена торговца иной раз достойна быть женой принца, и часто жена принца не стоит жены художника. Общественное состояние отмечено случайностями, которых никогда не допускает Природа, ибо общественное состояние складывается из Природы и Общества. Следовательно, описание социальных видов, если даже принимать во внимание только различие полов, должно быть в два раза более обширным по сравнению с описанием животных видов. Наконец, у животных не бывает внутренней борьбы, никакой путаницы; они только преследуют друг друга — вот и все. Люди тоже преследуют друг друга, но большее или меньшее наличие разума приводит к гораздо более сложной борьбе. Если некоторые ученые и не признают, что в великом потоке жизни Животность врывается в Человечность, то несомненно, что все же лавочник становится иногда пэром Франции, а дворянин иной раз опускается на самое дно». «Что же касается внутреннего смысла, души этого произведения, то вот на каких принципах оно основывается. Человек ни добр, ни зол, он рождается с инстинктами и наклонностями: Общество отнюдь не портит его, как полагал Руссо, а совершенствует, делает лучшим; но стремление к выгоде со своей стороны развивает в нем дурные склонности. Христианство, как я показал в «Сельском враче», представляя собою целостную систему подавления порочных стремлений человека, является основою социального порядка».
|