КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пятисложные размеры. На востоке – жанр танка. 5 строк.На востоке – жанр танка. 5 строк. В рус.языке часто 5 строчка выглядит как бы лишней. Или есть в англ.поэзии лимерик – последняя строчка не содержательно, а только информативна. Автор привязывает нас к какому-то месту.
Секстина Идет из традиции провансальской поэзии. У трубадуров секстина подразумевает одну и тоже рифму 6 раз (ababab). Как-то банально. В ренессанс уже по-другому (aabccb) – охватная (опоясывающая) рифма. Уже в 17 в. появл. Ронсарова строфа. Та же секстина с дополнением – две строчки относятся иногда назад (abbacc) Септима Тут почти как у Ронсара (aabcccb). Рифмующиеся строки наводят на мысль, что есть какое-то нагнетание. Кажется в какой-то мере искусственной. Или у Лермонтова про Бородино. Там септима очень органична. Скажи-ка дядя, ведь на даром… Любые формы могут быть реанимированы в зависимости от таланта автора. Октава
Задает некий особый ритм, не шутливый. Часто октаве сопутствует 5-6-стопный ямб. Унылая пора, очей очарованье…
Поэма Пушкина «Домик в Коломне» - «Четырехстопный ямб мне надоел…» Автор провозглашает свой стилист.принцип – «приняться за октаву». У Державина тоже есть оката, у Баратынскова, Тютчева и т.д. (abababcc) происходи как бы распадение шесть строчек на две. Последние строчки подытоживают строфу.
Есть еще Спенсерова строфа, Децима, Онегинская строфа Пушкин добился высочайшего уровня в строфике в Евгении Онегине. 14 строк – отдельный фрагмент текста. Строки вроде бы идут в одной связке (4-стишье, 4-стишье,4-стишье и еще две) Отчасти напоминает сонет. Пушкин подумал вероятно, что надо для звучания избежать монотонности. Он разрабатывает чередование рифм (ababccddeffegg) В первых строчках простое чередование муж. и жен. рифм. Потом смежные. Строфа распадается на сегменты, но ощущение такое не совсем справедливо, т.к. текст целостен. Потом идет опоясывающая рифма и две строки – завершающая сентенция. Конечно строфика порою прерывается, включается иногда хор девушек, народные песни и т.д.
Разрабатываю строфу, Пушкин отчасти ориентировался на Державина и логике сонета.
Сонет Сонет – (от. Sonare - звучать). Чаще он больше рассудочный, чем мелодичный. Классический сонет: два катрена и два терцета. Рифмовка обычно: abba abba (ccd eed) Также одни и те же слова не должны повторяться, разве что кроме анафоры, эпифоры. Сущ-л семантический порядок того, что должен содержать сонет. Первый катрен должен заключать в себе некий тезис – мысль, сообщаемую автором. Пр. 1. в первом катрене заключена мысль: Любовь – есть прекрасное чувство, облагораживающее душу (Петрарка) 2. Во 2-м катрене некий контрапункт, антитезис: Иногда любовь бывает неразделенной и приносит человеку мучения. Тут вступает ритмический рисунок. Два первых катрена дают возможность неторопливо обсуждать эту тему, но тут время кончается и надо быстрее формулировать мысль. 3. В 3-м терцете появл. контрапункт – сталкиваются два тезиса. 4. В последнем терцете может произойти некий синтез, примирение, проблема снимается: несмотря ни на что, я благодарен, что мне дарованы эти чувства… Уже после трубадуров появл. др.модификации, пр. шекспировский сонет: 12 строчка приближена к 11-й и получается 3 катрена и одно двустишье. А в России сонет впервые появился у Тредиаковского «Господи, твои судьбы…» Потом у Сумарокова, Державина, Пушкина, Лермонтова и т.д. Многие изменяли сонетную форму, появлялись сонетоиды. Уже у Шекспира появля. - хвостатый сонет (в конце добавлен еще один катрен) - сонет с одой (сонет с укороченной 15-й строкой, заканчивающейся часто многоточием) - опрокинутый сонет (сначала два терцета, потом два катрена) - половинный сонет (один катрен, один терцет) - безголовый сонет (нет верхнего катрена) - хромой сонет (неравносложность последней строки, такая спотыкающаяся ритмика) - обрубленный сонет (без 2-го терцета) Венок сонетов – т.е. сонеты начинают соединяться в некие циклы. Пр. сущ-ет 1-й сонет в 14 строк, во 2-м сонете в первой строчке повторяется последняя строчка 1-го. 15-й сонет – магистрал - повторяет эти первые или последние строки первых сонетов, формулирует наиболее важные затронутые темы. Заданность формы конечно обычно есть, но все зависит от таланта. Строфа имеет отношение не столько к содержательной стороне стиха, сколько к формальной. Некоторые поэты пытались делать традицию, писав фигурные стихи, там в виде кубка или квадрата и т.д. (Пр. каллиграмы Гийома Аполлинера). Это у нас не так важно, а вот пр. на Востоке искусство каллиграфии очень важно, начертание иероглифа несет и характер, и настроение художник и много еще чего. Иероглифическое письмо – промежуточная фаза от пиктограммам к буквенному письму. Наши буквы отделены от смысла. Начертание букв что-то несет в себе и расположение текста – это небесполезная область литературы. В с.20-го века возникла Венская школа конкретной поэзии. Эрнст Яндль, он пытался пользоваться абстрактными формами выражения, писал имя и фамилию с маленькой буквы. Он писал: (как время проходит) die zait vergeht lûstig lûslûstigtig lûslûslûstigtigtig …
Время пролетело Весело Весьвесьелоело Весьвесьвесьелоелоело Возникает пирамидка, напоминающая нижнюю часть песочных часов. Слово lus – радость, так что чем больше мы радуемся, тем быстрое тикают часы. Или идиомы Андрея Вознесенского – стих-е в виде телевизоа и др. Все это любопытно, но идет от ума, а настоящая поэзия должна идти от чувства. Нек-е стих-я выравниваются по центру (Хлебников) или в виде полиндрома – с конца. Тут сложно – нельзя выработать единых критериев оценки произв-я. Пр. есть поэты Сергей Седей и Раиса Ры – они придумли новый жанр – литературная флейта – берутся полоски бумаги со стихами, сворачивают и дуют.
Трехстишье (терцет) Самый распространенный вид трехстишья – терцин (aba; bcb … yxy: z) В русской поэзии это не очень прижилось. Хотя есть там Пушкин «В подражание Данте». Последняя строка, нерифмованная, как бы вывод, хотя не всегда получается. Данте, написавший «Комедию». В переводе Лозинского мы чувствуем, какие там жуткие вещи и в то же время видим, что мысль наша где-то далеко и полностью сопереживать не получается. Трехстишья как бы убаюкивают нас.
В японской традиции жанр – хокку. Т.к. любой иероглиф – слово, важна каллиграфия. 5-7-5 слогов. У нас так не получается. Там «села на ветку птица» - какая птица? И т.д.
|