КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы классификации строфСтрофика (от греч. strophe – поворот) – это раздел стиховедения, посвященный изучению общей композиции стихотворного текста, изучению его больших, чем стих, ритмических единиц. Существуют различные типы ритмической организации стихотворного текста и соответствующего ей интонационного и графического представления. Во–первых, исследователи делят стихотворные тексты на строфически организованные и написанные астрофическим стихом (данную форму опознают по отсутствию иных ритмических единиц, кроме собственно стиха). Например, асторфическим стихом написаны эпические поэмы Гомера и Вергилия. Во–вторых, в рамках изучения строфики учитывают и промежуточные формы между этими намеченными полюсами. Так, если тексты с астрофической формой закреплены в графике в виде «монолитных», сплошных столбцов стихов, то рядом с ними совершенно по–иному выглядят тексты, в которых стихи объединены в графически отделённые одна от другой группы – как равновеликие, так и неравновеликие. Пример деления текста на неравновеликие группы (т.е. отличающиеся по количеству стихов) мы можем встретить в старофранцузском эпосе «Песнь о Роланде» или в поэме А.А.Блока «Двенадцать». В указанных случаях тексты поделены на стихотворные абзацы образом, подобным тому, который мы встречаем в прозаических текстах. На письме графическая композиция такого рода текста явно отличается от композиции текста с формой астрофического стиха, но при чтении вслух разных текстов эти две формы слабо различимы. И наоборот: если мы имеем дело с так называемыми «строфоидами», т.е. с равновеликими группами стихов, однако не сформированными самим стихотворцем, а произвольно вычленяемыми из текста нами же, читателями, то на письме такой текст может выглядеть астрофическим, а на слух даже в этом случае будет явно ощущаться как строфически организованный. Например, стихи романтических баллад М.Ю.Лермонтова «Ангел» и «Русалка» организованы в четверостишия, но из–за парной рифмовки читателю может казаться, что текст поделён на двустишия. Другой пример – знаменитая онегинская строфа А.С.Пушкина: в большинстве четырнадцатистишных строф (но не во всех!) легко могут быть вычленены три четверостишия и замыкающее двустишие. Эти примеры показывают, что «строфоиды» возникают как «случайные» единицы членения текста и что тем больше вероятность их появления в стихотворном тексте, чем пространнее сам текст или используемые в нём многостишные строфы. Наконец, основной интерес при исследовании стихотворных текстов традиционно вызывают факты их чёткого деления на равновеликие группы стихов – строфы. Строфа в европейской поэзии со времён Средневековья опознаётся как группа стихов, являющаяся единицей деления стихотворного текста, при графическом выражении приобретающая в этом тексте функцию абзаца и аналогичная по формальным признакам всем прочим группам стихов, из которых данный текст состоит. Её основные признаки: постоянное количество стихов (в противном случае опознаётся как «стихотворный абзац»), графическая обособленность (иначе опознаётся как «строфоид»), смысловая законченность, а также интонационная и синтаксическая завершённость (нарушением двух последних признаков является междустрофный анжанбеман). Её второстепенные признаки: постоянный порядок стихов определённой длины, постоянный порядок рифм или – в том случае, если рифмы отсутствуют, – «клаузул»(стиховых окончаний). Если на концах стихов рифмы присутствуют, то определению подлежит тип их композиции – способ рифмовки. При историческом срастании нескольких формальных признаков с определённой темой она превращается в одну из твёрдых форм.
|