КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А) АкростихАкростих (греч. akrostichis – краестишие, устаревшие русские термины – началострочие, краеграние) – это графический композиционный прием, распространяющийся на весь стихотворный текст, при котором начальные буквы строк (реже слоги или слова) складываются в осмысленную фразу. Складывающиеся из вертикального ряда букв слова могут либо являться сентенцией, не имеющей прямого отношения к смыслу горизонтального текста, либо указывать на автора или адресата произведения, наконец, служить смысловым дополнением к тексту. В последнем случае горизонталь и вертикаль могут соотноситься как загадка и отгадка. Примеры такого соотношения встречаются в творчестве Г.Р.Державина: Родясь от пламени, на небо возвышаюсь; Некоторые акростихи по сути являются литературными безделушками. Но отдельные примеры бессмысленного словесного трюкачества не умаляют важности жанра в целом, ведь с помощью формы акростиха многие поэты тайно указывали на свое авторское право или прятали острую мысль от цензурных нападок. Изобретателем этого жанра считают древнего сицилийского поэта Эпихарма (VI–V вв. до н.э.). Акростих пережил несколько пиков популярности, в том числе в эпоху поздней Античности, а затем Возрождения. В русской литературе к жанру часто обращались стихотворцы XVIII века, позднее – символисты и другие поэты Серебряного века. Кроме традиционной формы акростиха, в европейской поэзии существуют и другие, родственные ей формы: акростих "обращенный" (читаемый по вертикали, но снизу вверх), мезостих (зашифрованные слова складываются из срединных букв каждой строки), телестих (слова складываются из последних букв строк) и "лабиринт" (так называют визуальную форму, при которой буквы разных горизонтальных строк стихотворения складываются в дополнительную строку, имеющую вид причудливой линии или геометрической фигуры). Э.По в сонете "Загадка", приводя чужое мнение, писал о бессмысленности сочинения произведений в этом жанре, однако намекал, что этот его сонет всё же имеет смысл: он хранит "милые имена". И внимательный читатель обнаружит, что это стихотворение является не только сонетом, но и "лабиринтом". Первая буква первой строки, вторая буква второй, и т.д. – образуют имя адресата "Sarah Anna Lewis". Однако и акростих, и родственные ему формы не всегда оказывались «поэтическими игрушками». В истории литературы много примеров того, как поэты насыщали текст особым смыслом именно с их помощью. Такова, например, религиозная поэзия. Английский поэт XVII в. Уильям Браун, автор популярной в его времена книги стихов «Пасторали Британии», активно использовал форму месостиха. Только в 1815 году его потомками были впервые опубликованы сохранившиеся стихотворения с явно религиозной тематикой. Внутри текста одного из них вписаны (точнее, врисованы) три креста, и каждый заполнен буквами, в совокупности составляющими какую–либо фразу Христа, но те же самые буквы включены и в слова собственно авторского текста. Таким образом автор словно бы приближает свою поэтическую речь к речи христовой
|