КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности и место четырехстопного ямба в русской поэзииЯмб(греч. iambos, от названия музыкального инструмента iambike). 1. тип стопы в силлабо-метрическом стихосложении. Её составляют два слога: первый – краткий, второй – долгий ( –); 2. тип метра в силлабо-тонике. В его стопах – по два слога, ударение стоит на втором. В случае пропуска ударения стопа ямба превращается в стопу пиррихия, при сверхсхемном ударении – в стопу спондея. Ямб 4-стопный – самый распространённый русский размер со времён М.В.Ломоносова. Во 2-й половине XVIII в. обращение к нему поэтов-классицистов в «высоком» жанре оды подчёркивает тематический контраст между одическим творчеством и «лёгкой поэзией» (преимущественно хореической). В XIX в. этот размер теряет связь с конкретными темами, приобретает статус универсальной стиховой формы и применяется в разных жанрах (у А.С.Пушкина – в стихотворении «Зимнее утро», в поэме «Медный всадник», в романе в стихах «Евгений Онегин»). Другие популярные размеры: 5-стопный нерифмованный и рифмованный («Последний катаклизм» Ф.И.Тютчева), 6-стопный («Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» А.А.Фета). 4-стопный ямб – наиболее частый. u- I u- I u- I u- Большая часть рус.поэзии было написано им – 75%. Пушкин хоть и написал на нем «Онегина», но он постоянно от него отходит. Мой дядя самых честных правил Когдане в шутку занемог… Ударения всего три (з-а-немогу? – нет, он ослаблен)!: u - I u - I u u - I u - это два безударных слога, т.е. пиррихий. Без пиррихия поэты практически не обходятся. Это реально, но почти неосуществимо, т.к. согласно строю языка и статистике – у нас одно ударение в среднем приходится на 2,75 слога. Без пиррихия обходится только последняя позиция – она не может быть безударной, иначе ямб будет 3-стопный. Присутствие пиррихия придает легкость звучания Может также стоять и два ударных слога – это наоборот затрудняет. Пр. в «Полтаве» Пушкина. Тут он пользуется особым приемом – спондеем (две сильные позиции подряд): Швед, русский колет, рубит, режет… На первом слоге ударение! И нельзя перенести на 2-й, тот тоже ударный. Нужно доп.усилие, чтобы произнести строчку. Пушкин идеально пользуется спондеем. Речь ведь идет о совпадении, державы сталкиваются – и столкновение это подчеркивается на звуковом уровне, сталкиваются два слога. Никакой поэт не планирует, конечно, этого. Сущ-ют столкновения двусложных стоп, разных стоп в пределах одной строки. Так у Блока в поэме «Возмездие» есть строчка: Век девятнадцатый, железный… Первый слог: - u u - Сначала хорей, а потом ямб. Такое явление называется хориямб (стопа хорея в ямбе).Блок задумывается над проблемой, что на рубеже 19-20-х веков Европа, Россия стоит на рубеже перемен. Это строка произносится с напряжением и отход от размера дает отдушку, чувствуем некое зияние… ждем ударения, а его нет. Мы делаем вздох. Антиспаста - Хотя может быть и противоположное явление. У Твардовского в «Василии Теркине» есть это в главе «Переправа».
Переправа, переправа Берег левый, берег правый… Кому память, кому слава Кому темная вода…
u – I – u
Здесь схема меняется. Если исходить из хореического сложение, ударение надо ставить на первый слог, но нет… Будто сталкиваются эти льдины. Как переправляться?
Борьба со школьной метрикой – двусложными размерами. Андрей Белый в ряде статей начал продвигать эту точку зрения, что ямбов и хореев не сущ-ет – это поверхностный подход к стиху. Там где исключений много – уже можно ставить вопрос о четырехстрофной метрике, но много стихов написано и классическим ямбом.
|