Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


СТИХОТВОРНЫЙ ТЕКСТ КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА




Т.е. форма и содержание находятся в некоторой координационной зависимости– содержание диктует форму и наоборот. Некая диффузия происходит.

Почему поэт выбирает ту или иную форму.

Пр. Пушкин «Я вас любил» (см. Кожунов «Как пишут стихи»)

Я вас любил. /Любовь еще, быть может,

В душе моей / угасла не совсем..

Но пусть она / вас больше не тревожит.

Я не хочу / печалить вас ничем.

Я вас любил / безмолвно, безнадежно,

То робостью /, то ревностью томим.

Я вас любил / так искренно, так нежно

Как дай вам бог / любимой быть другим.

Если перевести в прозу, обаяние исчезнет, хотя многое останется – он очень приближен к речи.

В к. 60-х была дискуссия о простом и сложном в поэзии. И Коржавин сравнил его со стихами Вознесенского и сказал, что прелесть в безыскусности, естественности. Кожунов возразил, что это верх искусности, но искусность эта завуалирована. Там, где мы видим, как сделано, мы не удивляемся. У Пушкина ниток не видно.

Размер стих-я – 5ст ямб. (не очень частый, хотя имеет часто отношение к душевным переживанием). Каждая строка распадается на две (неравных) части из-за цезуры.

А какой смысл? Лир.герой как будто прощается со своей возлюбленной. Он испытывал к ней чувства, но, видимо, не дождавшись ответной любви, он решает отпустить ее – нет смысла продолжать. И любовь вроде уже проходит… но «еще быть может». А если любовь не угасла… И в словах звучит не то, что чувство погасло, а продолжает испепелять изнутри. «Я не хочу печалить вас ни чем – я вас любил…» - понятно, что не разлюбил – трикратная анафора, он как бы себя убеждает, что чувство прошло, но избавиться не может. И в словах горечь, боль, но и надежда – вдруг еще откликнется. Даже желает в последней строке хорошего, но на деле намекает, что никто и никогда ее так не полюбит.

Тут надо понимать переносный смысл. Тут везде прямо противоположный смысл.

Простая вроде бы форма, но на деле это нет так. Рифмы вроде бы банальны.

Нечетные: может-тревожит, безнадежно-нежно – лежит звук ж. Он зубно-зубной, произносим стиснув зубы, когда тяжело говорить, с напряжением, тяжело это объяснение дается герою.

Ни он ни мы сознанием это не улавливаем, а на внутр.уровне все чувствуется.

Четные основаны на звуке м – это эмоция сомнения. Герой сомневается в своих словах. Он уговаривает сам себя, но сомневается, естество противостоит и восстает против этого.

Скрытая (внутренняя) рифма – «безмолвно, безнадежно» - начала в некоем созвучии; и «робостью-ревность» - идет какое-то нагнетание, герой себя накручивает нагромождениями похожих слов.

Т.о. кажущееся простым стих-е устроено очень сложно.

Гений может и потому гений, что постоянно работает над словом. Пушкин все время подбирал слова (послал к ончару властным взглядом (вычеркнуты: криком, словом, жестом)).

Б.Пастернак «Марбург» (написанное, когда тот обучался и влюбился в Иду Высоцкую, но так отказала ему):

День был резкий и тон был резкий…

Ну так извиняюсь, были занавески…

Пастернака самого они не удовлетворили, но постенно он нашел свою тональноть в четверостишье:

Шагни еще раз шептал мне инстинкт…

Конечный вариант:

Я вздрагивал, я загорался и гас

Я трясся, я сделал сейчас предложение

Мир изменился после этого, и герой сам не знает как относится к этому миру.

Какая-то волна найдена и на ней Пастернак плывет к финалу, где лир.герой возвращается к новой жизни:

Я белое утро в лицо узнаю…

На нескольких переходах душевных состояний.

Иногда поэту бывает трудно остановиться, поставить точку где надо. И институт редакторства тут тоже помогает.

А.Т.Твардовский «Я убит подо Ржевом» от лица погибшего солдата:

Начальные строфы гениальны:

 

Я убит подо Ржевом

В безымянном болоте…

Я где ваши машины

Воздух рвут на шоссе

Но идет уже на спад, а все равно продолжается, схема даже меняется без причины

Неужели до осени…

Нет не правда, задачи

Не выиграл враг…

Тут просто неловко и неграмотно построено.

Пламень сердца угас…

И эстетические каноны нарушается. Дидактика появляется, наставительность. Поэт ушел куда-то в пустословие.

Но бывает и противоположные случаи. И. Бунин «Сапсан»:

В полях далеко от усадьбы

Зимой парсеной омед…

По насту снеговых полян

[я шел убить…]

Тут явно отголоски Шопенгаура. В примечаниях мы находим, что после «По насту снеговых полян» было вкрапление, но он выбросил несколько 8-стиший, которые были на деле очень сильными и экспрессивными. Бунин чересчер строг был – в выброшенном фрагменте проявляется философичность, и сюжетность и отношения между человеком и убитым сапсаном.

Так что иногда чувство меры помогает, иногда вредит.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты