КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы классификации рифмыОни делятся по разным принципам. 1) По слоговому объему (т.е. сколько слогов в созвучии – считается от последнего слога, речь о концевых рифмах): - мужская (на последний слог) - - женская (на предпоследний) - u - дактичлическая (на 3-й от конца) - u u - гипердактилическая (на 4-й и больше) Сущ-ет проблема. Ведь в состав рифмы могут входить слоги, предшествующие последнего ударения, они учувствуют в строении и важны. Гаспаров интерпретировал рифму и то, что предударные слоги несут в себе созвучие. Рифма им интерпретируется как трехчлен с - ударной частью - заударной - предударной. В сложных рифмах много слогов перед рифмой и тоже близки слову. Некоммуникабельность – некому кабель несть Некоторые еще делят на: - открытую (если рифмующееся слово заканчивается на гласную) - закрытую (на согл.) 2) По звучанию: - точные - когда почти все буквы и звуки, участвующие в организации созвучия, совпадают или близки, таких рифм очень мало, их уже классики израсходовали (пр. нора-гора) - неточные (приблизительные) (пр. колос-конус) Сущ-ют рифмоиды: Пр. Вознесенский «Я – Гойя» (я горло повешенной бабы…) (гойя-город-голод-голос-горло) – только в «го» какая-то близость. Когда мы рассматриваем принцип рифмы, насколько это правомерно использовать то или иное созвучие, смотрим как это написано, а если задумаемся о звучании, то появляется близость. У Вознесенского эта тенденция видна. Не бей человека, деревце… И так в нем такое делается… По буквам не очень, а если сделать транскрипцию, то те очень похожи. - бедная – когда рифмуется только один ударный слог (чаще в муж.рифме) (пр. ног-рок) Иногда поэты пользуются, чтобы достичь эффекта естественности, будто они сочинены без напряженности. - богатые пр. у Пастернака «4 отрывка о Блоке» …хвалимым … подхалимом Показывает созвучность. - ассонансные – когда в них совпадают только гласные () - консонансные – где только согл. совпадают - диссонансные – согл. Совпадают, а гласные, лежащие в основе созвучия, очень далеки (пр. у А. Толстого – потому что так граф Палин… ко присяжным параллелен). Они смотрятся когда поэт комбинирует все эти рифмы: У Владислава Артемова «Сторож» Вырвавшись без шапки без погона Сторож в темень ухал из нагана Что-то гады крали из вагона Улыбаясь нагло и пагано Если смежные рифмы – то диссонанс, а если перекрестная, то нормально все. - омонимическая (когда разные слова выглядят и звучат одинаково – пр. крали и крали (девушки), охота – охота и т.д.) - тавтологическая – когда одно и то же повторяется (пр.полковник - подполковник) - равносложные/неравносложные - в одном слове одно кол-во слогов, а в др. другое (пр. деревце – делается; домкрат – демократ (Маяк.); врезываясь – трезвость (Маяк.)) - разноударные (Ольга Фокина: «я не бог – на небо; почки - форточки») 3) По местоположению в строфе - в зависимости от той позиции, где стоит созвучие. - смежная (созвучие в следующей строке) - перекрестная (1-3,2-4) - опоясывающая (охватная) (1-4,2-3) Бывает и что все 4 строки срифмованы между собой. В более сложных строфах разные более сложные комбинации расположения рифм. Терминологии особой нет для таких рифм, но можно сказать, пр. в abb…bcca – в такого рода читатель уже утратит такую рифму и не заметит. Максимум 4 строки должно быть между рифмующимися строчками, чтоб не утратить рифму.
|