КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СравнениеВ основе сравнения лежит и метафора, когда сравнивают вещи несопоставимые. «Борода черная как смоль». Особой образности нет, но требуется и смелость. Как правило связано со служебными словами (как, будто, словно, похоже, типа). Что-то тут есть механистичное, но и какая-то простота и прямота - «гляжу как безумный», нет особой хитрости, но страстного выражения лир.героя автор добился. Срванение может быть: - простым (У Достоевского «покраснел как рак») - развернутым («отряды матросов голи… как будто руки сошлись на горле) – появляется метафорическое звучание.
- Отрицательное сравнение (не ветер) - В качестве приложения, уточняющее - в качестве сущ. в Р.п., Т.п. (у Есенина «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани») Метафора – один из несущих тропов. «Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство и соответствие» (Аристотель). Но главное отличие от сравнение в том, что то подмечает сразу бросающуюся в глаза близость вещей, а метафоры связана с перенесением признака с вида на вид, зачастую совершенно разных. Здесь идет какой-то парадоксальный ход мысли. Метафоры могут быть бытовыми, приевшимися – мы ими пользуемся в жизни, пр. «ножка стула», «рукав реки», «нос корабля». Средства выразительности ведут к созданию худ.образа через какое-то новое видиние. Пр. у Есенина: А говорила роща золотая Березовым веселым языком Здесь присутствуют и черты олицетворения (неодушевленному предмету передаются свойства одушевленного). Или В саду горит костер рябины красной Но никого не может он согреть Т.е. листва красная из-за осени. Развернутая метафора часто может подключать к себе доп.ср-ва выразительности. Может быть здесь и от метафоры, и от олицетворения и от др.тропов. Пр. Пастернак «Марбург» В тот день всю тебя от гребенок до ног… Как трагик в провинцию драму шекспирову
Метафора состояния героя, который волнует перед объяснение со своей возлюбленной, он ходит и повторяет. В провинцию, провинциальный город, где театров мало несет что-то такое высокое, он отрепетировал ее до зубов. Человек понимает, что у него выбора-то нет. Трагизм наполняет эту метафору. Нужно знать какие-то обстоятельства, чтобы понять развернутую метафору. Метафора многозначна и каждый может трактовать ее по-своему. Метонимия – (греч. переименование) изменение, перенос имени. В быту мы часто пользуемся этим для лаконизма речи (на выходных читал Булгакова; творец Магбета) Друзья Людмилы и Руслана – т.е. читатели Узрел я грозного юрода монашеский истертый шлык… (Ивана Грозного) у Бунина У Лермонтова в «Бородино»: не смеют что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки
Метонимия сближается с эллипсисом (когда часть выдается за целое) Развернутые метонимия: У Блока: Вагоны шли привычной линией Подрагивали гремели Молчали желтые и синие В зеленых плакали и пели Цвет вагонов – желтые и синие более аристократические, а зеленые – простонародье. Блок уходит от лишней детализации и это придает лаконизм. Олицетворение – когда качеством несвойственным наделяется предмет неодушевленный. Ярославна, обращающаяся к Солнцу, наделяя его какими-то чел.качествами. Все эти приемы распространены во многих видах худ.выразительности. А есть характерные только для стиха: Enjambement (перенос) – несовпадение строки с синтаксической фигуры фразы. Строка закончилась, а мысль продолжается. Из-за этого редуцируется концевая пауза, строки сливаются в некое целое, хоть и не конца. Выходит Петр глаза его сияют Прием не только более слитно позволяет прочитывать текс, но и ускоряет темп речи и этим близок к ритмике. Много Вещие люди нас отражают Заканчивается предлогом строку или служебным словом и т.д. Когда ты вспомнишь обо мне... Высоцкий «Утренняя гимнастика», когда слово вообще рвется на части …проце- дурами… доизне- можения Иногда это просто внутренняя рифма, когда слово не рвется.
|