КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вольный стих– это форма стихотворного произведения, все строки которого выдержаны в едином силлабо-тоническом метре, но произвольно неравностопны. 1. Скатившись с горной высоты 2. Здесь в 1-й строке – 4-стопный ямб, во 2-й и в 3-й – 6-стопный, а в 4-й, заключительной, – 3-стопный. Подобные произведения в форме вольного стиха следует отличать от тех, в которых разностопность урегулирована и проявляется, например, в контрасте четных и нечетных строк. 3. Вольный стих иногда отождествляют с вольной формой ямба, потому что в русской поэзии неравностопными чаще всего оказывались ямбические строки. Многочисленные исследователи (М.П.Штокмар, М.Л.Гаспаров, О.И.Федотов и др.) указывали на две традиции в использовании русскими поэтами вольного ямба, басенную и элегическую (см., например: Федотов О.И. Основы русского стихосложения. М., 1996. С.230–231). 4. Традиция применять в басне вольный ямб появилась в эпоху русского классицизма, в середине XVIII в. Поэты-классицисты относили этот жанр к числу «низких», но он обладал несомненным преимуществом перед другими: басню отличала речевая раскрепощенность. Это проявлялось и в расширенном лексическом словаре, не стесненном рамками «высокого штиля», и в том, что длину ямбических строк определяла длина помещаемых в стихи фраз, а не наоборот. Вольный ямб характерен прежде всего для басен А.П.Сумарокова: 5. Был выбран некто в боги: (3 стопы) 6. Как видно из приведенного примера, для басенной традиции вольного стиха характерно произвольное чередование строк, содержащих от 1 до 6 стоп. В конце XVIII в. широкую известность приобрела поэма И.Ф.Богдановича «Душенька». В начальной части своей «древней повести в вольных стихах», как обозначил жанровую форму Богданович, он обратился к Гомеру, отцу стихов «равных», и дал характеристику вольному ямбу: 7. Прости вину мою, (3 стопы) 8. Басенная традиция сказалась и в «Душеньке»: длина «черт» (стихотворных строк) – от 1 до 6 стоп. 9. Вольный ямб использовался и в других жанрах поэзии классицизма (в частности в эпиграмме), но к началу XIX в. ассоциировался именно с баснями. В начале века к данной форме обращались все известные баснописцы, но только творчество И.А.Крылова прочно закрепило форму вольного ямба за жанром басни. Крылов удачно воспроизвел живые интонации столичных улиц, которые были близки и одинаково понятны и мещанам, и высшей знати: 10. Имея общий дом и общую контору, 11. Другая традиция вольного ямба была связана с жанром элегии. На ее формирование прежде всего повлияло лирическое творчество В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина. В элегиях и элегических по характеру «посланиях» сочетались неравные строки: обычно – в 4-6 стоп длиной, реже – в 5-6 стоп, в исключительных случаях – в 3-6 стоп. Неравностопность должна была ощущаться слабее, чем в басне, чтобы элегия до конца не утрачивала мелодичности. 12. Погасло дневное светило; (4 стопы) 13. Обе традиции – и басенная, и элегическая – отразились в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» и драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Элегическая, т.е. относительно умеренная, неравностопность характерна для развернутых монологов основных действующих лиц этих произведений. Басенная традиция, напротив, проявляет себя в живом обмене репликами, по выражению М.Л.Гаспарова, в «суетливых местах» (Гаспаров М.Л. Русский стих 1890-х–1925-го годов в комментариях. М., 1993. С.111). В «Горе от ума» Грибоедов, обращаясь к форме вольного стиха, обновлял традицию стихотворной комедии. Живой и свободной выглядит речь Чацкого, обращающегося к Софье (д. 1-е): 14. Ну, что ваш батюшка? Все Английского клоба 15. К началу XX в. элегический вольный ямб исчезает из русской литературы, а басенная традиция получает дальнейшее развитие: авторы басен и политических сатир (Саша Черный, Демьян Бедный, В.В.Маяковский и др.) сочетают строки длиной от 1 до 7, даже 8 стоп. 16. Как было отмечено, форма вольного стиха в русской силлабо-тонической поэзии в основном применялась в ямбических сочинениях. Однако существуют немногочисленные образцы вольного хорея («Товарищу Нетте, пароходу и человеку» В.В.Маяковского), вольного дактиля (главка XXVII из второй части поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос»), вольного амфибрахия («Дума» Н.И.Гнедича), вольного анапеста («Рыцарь на час» Некрасова).
|