КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Трехсложный размерДактиль («палец») – греки приписывали создание Дионису. Тредиаковский прибегает к нему в «Телемахии», перевести гекзаметр на рус.почву. Сумароков, Державин, Пушкин, Фет и др. Тухи над городом встали. В воздухе пахнет грозой
Схема 1-2-3 1-2-3 1-2-3 Стилизация под народную поэзию – комбинация 3-х и 4-х стопного дактиля. Привноситься некая значительность
«Милая, милая, где ж ты была… Начинающийся диалог не говорит о чем-то серьезном. Или «Художник» Блока. Амфибрахий («вокруг» «краткий») Схема 1-2-3 1-2-3 1-2-3 Один из немногих симметричных размеров. Такая структура придает какую-то равновесноть, умудренность… в философии и т.д. Пастернак «Стояли как перед витриной…» Я принял снотворного дозу и плачу, платок теребя… Иногда поэт вроде бы начинает в ироническом ключе, а потом этот размер приводит к каким-то значительным проблемам. Пр. у Блока «За городом вырос пустынный квартал…» Анапест («отраженный назад») Третий – ударный Придает полувздох, что-то печальное, сочувствие, ноющее… Анненский «Полюбил бы я зиму, да обуза тяжка…» Вроде бы зимний пейзаж, а все равно какое-то стеснение. Психологический параллелизм – какая-то тайная печали, которую прямо не высказать, а при помощи пейзажных зарисовок передает. Полюбил я тоской журавлиную на высокой горе монастырь… Чувство предстоящих утрат, поэт их уже предчувствует. Амфимахр (ударый-безударный-ударный) – у нас ударений, кажется, не хватит, но он написал. Миткевич – цикл «Опыты чистых стоп» - эксперимент, чтобы стихотворение совпадало с размером. Тьма вокруг. Встала ночь. Сердце плачется. Миткевич предлагает даже Молос (три ударных слога подряд) – односложные слова если Вновь крик дней рвет мой сон
Хорей(греч. choreios – плясовой), или трохей (греч. trochaios – беглый): 1. тип стопы в силлабо-метрическом стихосложении. Она состоит из двух слогов: первый – долгий, второй – короткий (– ); 2. тип метра в силлабо-тонике. В стопах этого метра – по два слога, ударение стоит на первом. Так же, как и в случае с ямбом, при пропуске ударения стопа хорея превращается в стопу пиррихия, при сверхсхемном ударении – в стопу спондея. Хорей – популярный метр песенной лирики. Распространённые в русской поэзии размеры: 3-стопный («Из Гёте» М.Ю.Лермонтова), 4-стопный нерифмованный и рифмованный («После дождя» Н.А.Некрасова), 5-стопный («Гамлет» Б.Л.Пастернака). Ямб(греч. iambos, от названия музыкального инструмента iambike). 1. тип стопы в силлабо-метрическом стихосложении. Её составляют два слога: первый – краткий, второй – долгий ( –); 2. тип метра в силлабо-тонике. В его стопах – по два слога, ударение стоит на втором. В случае пропуска ударения стопа ямба превращается в стопу пиррихия, при сверхсхемном ударении – в стопу спондея. Ямб 4-стопный – самый распространённый русский размер со времён М.В.Ломоносова. Во 2-й половине XVIII в. обращение к нему поэтов-классицистов в «высоком» жанре оды подчёркивает тематический контраст между одическим творчеством и «лёгкой поэзией» (преимущественно хореической). В XIX в. этот размер теряет связь с конкретными темами, приобретает статус универсальной стиховой формы и применяется в разных жанрах (у А.С.Пушкина – в стихотворении «Зимнее утро», в поэме «Медный всадник», в романе в стихах «Евгений Онегин»). Другие популярные размеры: 5-стопный нерифмованный и рифмованный («Последний катаклизм» Ф.И.Тютчева), 6-стопный («Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» А.А.Фета). Ямб – u - Уже двустопный вполне употребим (пр. у Пушкина). Трехстопный - пр. у Ломоносова «Разговор с Анакреонтом». Ломоносов пытается убедить нас, что героическая поэзия выше лирической. Там, впрочем, в конце появляется лишний слог. u- I u- I u- I ui А может это 4стопный ямб? Согласно теории с точки зрения версификации, безударный слог в конце не увеличивает размер, а влияет на клаузулу. 4-стопный ямб – наиболее частый. u- I u- I u- I u- Большая часть рус.поэзии было написано им – 75%. Пушкин хоть и написал на нем «Онегина», но он постоянно от него отходит. Мой дядя самых честных правил Когдане в шутку занемог… Ударения всего три (з-а-немогу? – нет, он ослаблен)!: u - I u - I u u - I u - это два безударных слога, т.е. пиррихий. Без пиррихия поэты практически не обходятся. Это реально, но почти неосуществимо, т.к. согласно строю языка и статистике – у нас одно ударение в среднем приходится на 2,75 слога. Без пиррихия обходится только последняя позиция – она не может быть безударной, иначе ямб будет 3-стопный. Присутствие пиррихия придает легкость звучания Может также стоять и два ударных слога – это наоборот затрудняет. Пр. в «Полтаве» Пушкина. Тут он пользуется особым приемом – спондеем (две сильные позиции подряд):
Швед, русский колет, рубит, режет… На первом слоге ударение! И нельзя перенести на 2-й, тот тоже ударный. Нужно доп.усилие, чтобы произнести строчку. Пушкин идеально пользуется спондеем. Речь ведь идет о совпадении, державы сталкиваются – и столкновение это подчеркивается на звуковом уровне, сталкиваются два слога. Никакой поэт не планирует, конечно, этого. Сущ-ют столкновения двусложных стоп, разных стоп в пределах одной строки. Так у Блока в поэме «Возмездие» есть строчка: Век девятнадцатый, железный… Первый слог: - u u - Сначала хорей, а потом ямб. Такое явление называется хориямб (стопа хорея в ямбе).Блок задумывается над проблемой, что на рубеже 19-20-х веков Европа, Россия стоит на рубеже перемен. Это строка произносится с напряжением и отход от размера дает отдушку, чувствуем некое зияние… ждем ударения, а его нет. Мы делаем вздох. Антиспаста - Хотя может быть и противоположное явление. У Твардовского в «Василии Теркине» есть это в главе «Переправа». Переправа, переправа Берег левый, берег правый… Кому память, кому слава Кому темная вода…
u – I – u
Здесь схема меняется. Если исходить из хореического сложение, ударение надо ставить на первый слог, но нет… Будто сталкиваются эти льдины. Как переправляться?
Борьба со школьной метрикой – двусложными размерами. Андрей Белый в ряде статей начал продвигать эту точку зрения, что ямбов и хореев не сущ-ет – это поверхностный подход к стиху. Там где исключений много – уже можно ставить вопрос о четырехстрофной метрике, но много стихов написано и классическим ямбом.
|