Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Отступления от метрики.




Читайте также:
  1. ГЛАВА 19. Софизмы: отступления от тезиса
  2. Глава 19. Софизмы: отступления от тезиса

Сущ-ют канонические принципы построения стиха. Законы регулярного стиха постоянно специально нарушаются.

1) «Дольник» – случай в стихе, разновидность стиха, когда при исполь-ии регулярного силлабо-тон. размера из строки выпадают 1-2 безударных слова.

Пр. у Есенина «Анна Снегина». Тут лир. герой переживает некий душевный кризис, удаляется в места детства, его встречает на станции возница и по дороге в село он рассказывает свои соображения по поводу, как жизнь происходит, что нового в тех:

 

Село наше, значит, Радово,

Дворов, почитай, два ста.

Тому, кто его оглядывал,

Приятственны эти места.

u – u I u – u I u – л

(амфибрахий (без последней стопы))

Часто бывает, что точно определить размер по одной строке нельзя. Надо взять неск.строк – может в первой законы еще не все соблюдаются, канва еще не определена. Тут только к 4-й строке тут определяется размер.

А в первых строках мы ждем еще какого-то слога. Если мы добавим односложное слово – схема восстановится.

Но Есенин отказывается от следования ритму. Возможно, тут содержательный момент подскывает, почему Есенин прибегает к дольнику. Начинается с монолога возницы, крестьянина – может быть, - подумал Есенина, - будет хорошо, если язык отступит от метра, чтобы придать речи простоту, безыскусность. Придает доп.рисунок.

Девушка пела в церковном (u -?) хоре (Блок)

Тоже проглатывается слог, речь приобретает некую первозданную чистоту.

В черном небе слова начертаны (Цветаева)

И ослепли глаза прекрасные

 

Какое-то определенное зияние, ощущение растерянности, потери.

2) Гиппометрия – (недостаток метра). Если в дольнике мы теряем безударные слоги, то здесь – ударные.

Пр. Н.Рубцов «Тихая моя родина…»:

Лир.герой возвращается домой после отсутствия. Заканчивается тем, что герой остался внутренне близким тому, что в детстве его окружала:

Чувствую самую жгучую, самую смертную связь…

3-ст. дактиль.

Но первая строка:

Тихая моя(ударение?) родина:

Ивы, река соловьи…

Если мы произнесем строчку с ударением на «моя», изменится смысл. «моя Родина» сливаются в одно. А ударение? Просто тут слог пропущен на позиции: «тихая (ты) моя родина». Рубцов не стал этого делать, «ты» несет какой-то грубоватый оттенок.



Возникает 4 безударных слога – некое эмоциональное зияние, какой-то вздох. Человек испытывает некое волнение, ностальгия, ожидание встречи. Прибегнув к такому приемы, Рубцов добивается такого эмоционального воздействия.

3) Гиперметрия – чрезмерное увеличение объема, добавление лишнего слога.

Пр. Тютчев «Последняя любовь»:

О как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

«…»

Любви последней, зари вечерней…

И т.д.

4ст.ямб – 1 строка, а 2-я нет.

Если убрать и – ритм восстановится. Но станет ли она правильней звучать? Появилось какое-то просто перечисление. Здесь оно не нужно. Надо обратиться к содержанию и настроению – последняя любовь. Хочется продлить ощущение – Тютчев продлевает его механически добавление слогов. Это есть намерение, ибо неоднократно присутствует.

Иногда эти явления могут возникать от неумения автора или для достижения комического эффекта.

Пр.:

Жил поэт на горе фудзияма

Он в размерах не мыслил ни грамма…

4) Тактовик – когда из стихотворной строки удаляется автором много слогов. Нельзя сказать, на основе чего построен стих.

Дней бык бег

- - -

(молос? Или дольник на основе ямба (добавить 3 слога) или хорея и т.д.)



Медленно лет(да?) арба

 

Но тут столько в разных местах восстанавливать, что смысла не имеет.

Поэтому проще обозначить тактовиком.

Это такое отступление, которое приближает нас к тоническому стиху.

5) Акцентный стих – близок к тактовику, но не регламентирует кол-во позиций. Мы делаем именно на слогах

Пр. И.Бродский

Я входил мимо дикого зверя в клетку

Разное кол-во позиций в разных строках, а акценты превращают речь в стих.

6) Фразовик – пр. тексты рус.былин. В пределах одной строки – завершенное сообщение. И больше никакого др.принципа организации нет, никакого порядка в чередовании и т.д.

Как из-под славного города из-под мурома…


Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 8; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2022 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты