Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


РИТМИКА




Понятие ритма – более сложное. Метрика тоже ритмична, одна из частей закона ритма.

Ритмика не ограничивается метрами.

Метрические определители и ритмические:

 

Это факторы, кот-е определяют в одном случае метрич., в др. римическую

Метрические определители:

- Кол-во слогов

- Кол-во ударных позиций в строке (это для тонической системы определяет особ-сти стиха,

а в силлабо-тоническом:

- порядок, чередование ударных и безударных позиций

Ритмические:

Метр может быть один, а ритмика меняется (Онегин). Помимо метрики влияет:

1 Цезура (постоянная пауза, делящая стих на 2-3 части). Ее появление на константом месте влияет на ритмику – мы должны обозначить паузу. Ритм становится еще более упорядоченным определители.

- пауза, паузы между словами. Если автор использует длинные слова, а другой короткие – влияет на ритм, скорость стиха.

2. Лексика – какие слова, сложные ритм

3. Пунктуация, знаки препинания – более существенная остановка в речевом потоке, чем при паузе.

4. Синтаксис – а как строит фразу автор, какими предложениями пользуется, сложными или простыми. Чем длиннее конструкция, тем неразрывнее связь и тем более вязкий ритм, неразчленимей. А если рубленный стиль («телеграфный»), то и Рит более сжатый, четкий.

5. Содержание. Подсознательно или сознательно замедляем чтение, если речь там о каких-то серьезных вопросах, глубоких переживаниях и т.д. А наоборот веселые темы – проговариваем быстрее, порывистее.

В повествовательном стихе (поэме пр.) – это требует быстрой артикуляции (пр. «Полтава» - когда царь Петр выходит, мы видим картинки почти по кадрам как видится Петр «Выходит Петр, его глаза сияют…»). Если читать медленно, скорее будет комический эффект.

6. Перенос (Enjambement) – по завершению контрольного ряда, мы подошли к константной паузе, а мысль продолжается на след. строке без всяких знаков препинания. Мы должны произнести стихи, редуцирую кольцевые паузы.

 

Не знаю, к какому вопросу отнести:

Клаузула и анакруза. В анакрузу ударный слог не входит – начальная часть строки, включающая безударные слоги:

u –

u – u

u – uu

u u –

и т.д.

- u – анакруза отсутствует

Белеет парус одинокий

Широта, простота начертания звуков. Лермонтов заимствовал у Марлинского.

Строчками пользоваться можно.

Видим прочерченную горизонталь «что ищет он в краю далеком» и вертикаль - «Под ним струя, над ним луч солнца».

Филос.обоснование стих-я «играют волны, ветер свищет… и не от счастия бежит»

Христ. мотивы. Диалектика. Все в размере 4ст. ямба - прибегая к самым банальным приемам, он достигает большого эффекта.

Автор проявляет себя, свою душу.

 

Есенин «Хороша была Танюша»

 

«Хороша была Танюша, II краше не было в селе»

7стопный хорей

 

Начало похоже на частушку «…» Стих превращается в частушку если разбить. Нельзя этого делать, содержание трагическое. Есенин раздвигает, растягивает строчку – темп не располагает к веселости, шуткам.

Расположена в одну строчку. Не всегда ударение приходится на сильную позицию (Хороша – пропущено ударение, пиррихий (пустая стопа)uuI-). Ударение переходит на служебное слово. Этот пропуск дает вздохнуть, набрать больше воздуха, чтобы сказать «хороша». «Была» - пр.время, теперь ее нет. В подсознание входит намек.

Почему Танюша? Не из-за размера. Татьяна («Евгений Онегин»?), глубже – Татьянин день (25 янв.), московское студенчество началось с МУ, Татьянин храм, куда студенты ходили, к великомученице Татьяне. В этом смысле этот образ интересен, также символ молодости и т.д.

Красное и белое.

(красной рюшею по белу)

Красное слово, алая и белая роза, белые и красные армии. Красное - цвет революции.

Белое – смерть.

Здесь не может быть полутонов, либо за нас, либо против.

Кровь на белом.

«У оврага за плетнями ходит Таня вечеру»

Почему ходит вечером на свиданье? Тайна! Что-то уже не заладилось. Ей нужно провести беседу.

«Месяц облачном тумане водит с тучами игру»

Татьяна - ранима, она очень восприимчива, тонкая, обладает символическим мышлением. Это уже психология.

«Вышел парень поклонился кучерявой головой

…я женился на другой»

Может это шутка, проба? Или он вынужден жениться? Но говорит прямо.

«побелела словно саван, схолодела как роса

Душегубкою змею завелась ее коса»

Требуется время на осознание

«Ох ты парень синеглазый,…За другого выхожу»

Наверняка врет. Но начинает верить в то, что придумала:

«Не заутренние звоны….

Дескать уже все слажено.

Но на деле эти «скачут на телегах» значит смерть:

«Не кукушки загрустили, плачет танина родня

На виске у Тани рана от лихого кистеня

Алым венчиком крапинки запеклись на челе

Хороша была Танюша, краше нету на земле»

При помощи примитивных средств, размера, цезуры, вытягивании строчки Есенин добивается того результата,

Но помимо образной системы и приемов, есть мотивы, аспекты, не укладывающиеся в понимание. На то и классика.

Кузнецов «Простота милосердия»

3ст.анапест

Aabccb

«Это было на прошлой войне

Или богу приснилось во сне…»

…Это он среди свиста и воя

На великой скрижали прочел

Не разведчик, а врач перешел

Через фронт после вечного боя…

Смысловой компонент превалирует над формальным (зачем врач перешел?).

 

Он пошел по снегам наугад

И хранил его белый халат.

Он явился в чужой лазарет

Я оттуда, где нет

Ни бинта, ни креста, ни лекарств.

 

«Помогите!». Вскочили враги.

Кроме света ни видя не зги

Словно призрак на землю вернулся.

«Это русский! Хватайте его!»

«Все мы кровные мира всего» -

Молвил он и улыбнулся.

«Все мы братья» – сказали враги (оксюморон!)

Но расходятся наши круги

Между нами великая бездна.

Все что нужно сложили в сумму

Он кивнул и вернулся во тьму

Имя его неизвестно.

Он перечеркивает свою же мысль.

Отправляясь к заклятым врагам,

Он пошел по небесным кругам

Т.е. есть мораль, выходящее из земного опыта.

В этом мире где битва идей

Простота милосердия…

Воюют не народы. Кузнецов понимал это. Враг может выступить на твоей стороне, проявить благородство.

 

Ритм (греч. rhythmos – соразмерность) – мерное чередование однотипных элементов литературного текста.

В узком (прямом) значении слово «ритм» используют при описании интонационно-речевой композиции прозаического или – чаще – стихотворного сочинения. В речи прозаической ритм может проявлять себя в виде последовательности синтаксических отрезков одной длины (фраз или их интонационно выделяемых частей – «колонов»). Здесь границы ритмических частей могут быть подчёркнуты стилистическими фигурами, относящимися к различным видам повтора (анафорой, эпифорой, и т.д.) или параллелизма.

В речи стихотворной он проявляется как конкретная интонационная схема каждой строки. Данная схема материализует и варьирует общую метрическую схему целого произведения или его стихотворный размер: в силлабо-тонике – уточняет, не приходятся ли безударные слоги на «сильные» места (о подобном явлении говорят как о «пропуске метрического ударения») и не приходятся ли ударные слоги на «слабые» места» (такое явление называют «сверхсхемным ударением»); в тонике – помогает определить реальное число ударений для каждой из строк текста, имеющих общий размер (например, при 3-ударном тактовике большинство строк имеют по 3 ударения, но в отдельных стихах может быть 2 или 4 ударения).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 233; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты