КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учебник Квятковского о тактометрической системе. За и против"Поэтич словарь" А. П. Квятковского (1966г) — лучший отечеств справочник по т-ии поэзии. В нем содерж около 670 терминов из области стихослож и поэтики стих текстов. Книга посвящена русск лит и народной поэзии, содержит инфо по античной поэтике и риторике, ф-м и жанрам зап-европ. поэзии и важнейшие сведения по терминологии восточных стих культур. Разраб.на базе его словаря «Словарь поэт.терминов» (1940). Назнач «Поэт словаря» состоит в том, чтобы служить справочником для всех, кто интересуется иск-м поэзии, — будь то литературовед или преподаватель лит-ры, писатель или студент-словесник, известный поэт или начинающий стихотворец. Раскрытие термина на живых поэтических примерах, выбранных из великого множества строф и строк разных авторов, — это самая трудная из всех стадий работы над «Словарем». Не отсылать читателя к первоисточникам, а дать образцы в самом тексте статей — таково было намерение автора. При подготовке автору помогал Холшевников. Плюсы: 1. Огромное множество терминов 2. Впервые – интере к народной тематике 3. Теория плюс пример из поэзии Минусы: 1. Интересны те разделы, в кот.есть примеры из поэзии, просто объйснение термина – достаточно однотипно и скучно Пр.: ЭВФОНИ́Я (греч. εὐφωνόα — благозвучие, от εὖ — хорошо и φωνή — голос, звук) — учение о благозв, раздел поэтики, изуч в стихе качеств сторону речевых зв-в, накладывающих известную эмоц окраску на худ произв. Большое кол-во стилист приемов относится к области Э., как то: ритм стиха, рифма, анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс, диссонанс, все виды звуковых повторов. Как фонет явление Э. в равной степени отн и к поэзии и к прозе. Тактометрика (тактометрический период)
Тактометрический период – это объективная мера правильного ритмического процесса в стихе. Идею выдвинул А.Вятковский. Анакруза (безударные слоги перед сильной позицией) могут любопытно сочетаться с клаузулой. Ибо когда строка недостаточна по объему, можно соединить их в одно целое. Пр. Лермонтов: Русалка плыла по реке голубой Озаряема полной луной 1. строка - амфибрахий 2 строка – анапест u u - / u u - / u u - А если их соединить в одну – метрика амфибрахия будет подтверждена. Клаузула первой строки может быть соединена с анакрузой следующей строки. Учение позволяет разобраться с такими сложными позициями. Анакруза – первые начальные безударные строки, кот-е соот-ют музыке. В музыке фортаг (затаг) – так еще сильно не наступил, он оттягивается, какие-то слабые позиции. Звучанию это придает некую минорность, плавность, замедленность. Контрольный ряд – т.е. в стихе есть запрограммированная схема какая-то, поэт отступает от нее (пропуски, пиррихии для плавности) Пространство стиха – где-то схема стиха нарушается пропусками, но по контрольному ряду мы все восстанавливаем. Меры: Крата – стопа, кот-я повторяется кратно (может быть 2-,4-сложной) мера тактометрического периода. Строка – средняя мера Строфа – высшая мера, завершает метрический цикл, включает неск.строк и подытоживает рисунок поэта мы подчиняемся его ритму. Есть и нестрофические стихи (пр. «Мцыри»), течение мысли неделимо на секторы, тактометрика тогда ограничивается строкой. Мужской рифмой придается в «Мцыри» жесткость повествования. Есть свой особенный ритмический рисунок. Иногда строфика нарушается из-за содержание, оно вмешивается в формальные стороны. Пр. у Б.Пастернака в «Снег идет» Начинается все ритмическими четверостишьями: Снег идет и все в смятеньи… А потом ритм ломается: Потому что жизнь идет… Тут и пятистишье, и трехстишье, как угодно ломается – как кружение снегопада, оно не подчиняется строго регламентированному принципу деления на строфы. Изометрия стиха – по-разному можно относится к метрики произведения. Пр. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…» А какой размер? Вроде пятистопный хорей Выхожу / один я // на дорогу u u - / u – u / u u - / u А если разобраться, каждую строку можно разделить на три. Трехчастная композиция бросается в глаза. Возможно, это сложный вид логаэда, когда сочетаются разные размеры (два анапеста и амфибрахий). Здесь почти нигде нет сильной позиция на первых слогах, это придало бы ненужную жесткость. В плане мелодики тут нет первой позиции с ударением, применяя такой прием.
|