КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стихотворные жанрыВ отдельных моментах жанры могут совпадать не только с поэзией, но есть и специф. для поэзии жанры. Жанрам св-венно многообразие.
ОДА – характериз-ся тем, что темой служит проблема, ситуация или событие крупного масштаба, связанная либо с судьбой монарха, или с судьбой гос-ва и т.д., т.е. то что вызывает волнение широких масс. Принцип доходит из античности. Современный поэт Илья Кутик написал «Оду на посещение Белосарайской косы». В принципе со временем жанры меняются. Техника и настрой – соот-ет жанру оды, хотя повод может показаться и незначителен. Одами занимались и Тредиаковский, и Ломоносов, и Сумароков и позже. В общем, ода подразумевает некоторую отстраненность, здесь не ждешь лирич.чувства. Признаки лиризма конечно есть – чувство, хлещущее через край, вызванное пафосом – но какого-то индивидуального начала ода не несет, это какое-то общее чувство. Ломоносов в «Оде на взятие Хотина» впервые применил 4-х-ст. ябм. Отсюда и идет стихотворность. В те времена такая поэзия чтилась, а сейчас уже не в моде. БАЛЛАДА – идет из Провансаля. Смысл изм-ся и состоит в содержании. У трубадуров баллата – это чисто лирические стихи, посвященные любовному чувству. Со временем же в ней появляются черты эпические. Где-то с 17-18 вв. баллада – это стихи, в кот-х рассказывается какая-то история. Появл.некий повествовательный эл-т, ее можно пересказать. Стивенсон «Вересковый мед». Каждый может пересказать своими словами. ЭЛЕГИЯ – близка к любовной лирике. Глубоко психологична и суггестивна, т.е. погружена во внутр.мир. Она проникнута чувством светлой грусти, печали. Но печаль эта временна. Грусть содержит в себе свет, мы понимаем, что это не беспросветный мрак. Бунин «Одиночество»: И дождик, и ветер, и мгла… Хорошо бы собаку купить. Тональность сопряжена с чувством расставания, разлуки. Кажется, что эта тоска будет неразрывной – и тучи, и ветер, и мгла и т.д., вся земля слякоть, как и в душе у героя – но в конце подчеркивается, что вслед за этим переживанием следует какое-то обновление, жизнь не кончается. Это, конечно, не буквально – а только мечта, а в мечте некий прорыв к след.этапу жизни. Почти все классики писали элегии. ПОСЛАНИЕ – обращение к какому-то собеседнику. Слова не просто брошены в пустоты или широкий круг, а вроде бы ориентированы одному чел-ку, кот-му мы доверяем. Он нам близок и потому присутствует оттенок доверительности, исповедальности. Изначально внутр. создания поэт обращается часто к своему далекому другу. Пр. Ван Дзе Юнг плыл против течения и добрался до друга, а потом развернулся и уехал обратно. «Из Марциал «Письма другу»» И. Бродского: Нынче ветрено и волны с перехлестом… ЭКЛОГА – буколический жанр, родственный идиллии, в отл. нее лирический. На фоне какие-то радости, встречи, расставания. Пр. стихи из оперы «Пиковая дама» Мой миленький дружок, мой милый пастушок… Какая-то куртуазность, поверхностность. Но и скрытый эротизм в этих пастушках, пастушках… что-то происходит за всеми этими декорациями, что эмоциональное, экспрессивное. Пр. сти-е, приписываемое Пушкину «Вишня» Румяной зарею покрылся восток… Все вроде нач-ся с иддилич.вещей, а кончается все эротично. ПЕСНЯ – самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д., в сочетании с музыкой, песня превращается в романс. Но сущ-ет и отдельно – сущ-ют даже поэты-песенники. У них есть понятие «рыба» - когда поэт сочиняет поэт уже на готовую мелодию. Пр. Илья Резник – без музыки кажется, написано вообще не всерьез, какая-то пародия. По сравнению с 19 в. ситуация изм-сь, не композиторы пишут музыку на стихи, а наоборот. В этом есть что-то механическое с одной стороны, но в Китае как раз был такой жанр Ци. Бывают когда песня сущ-ет и без музыки. У Бунина «Песня»: Я простая девка на баштане… Здесь какой-то романсовый момент и внутр.мотив звучит в стихе. Поэт уже будто заложил внутрь мелодическую энергию, и музыка как будто не нужна уже. СТИХОТВОРЕНИЕ – синтетический, некий универсальный жанр. У него много поджанров и межжанровых форм (несущих черты одного и др.жанра).: - любовная лирика - пейзажная лирика (стих-е, посвященное природе и обстоятельствам, окр-юм героя) - медитативная лирика (погружение героя внутрь своей личности: Тютчев: «Мотылька полет незримый…»; поэт обращает внимание не во внешний мир, а внутрь самого себя и что-то там видит: свет иии тьму и т.д. – возникает некая суггестия; Тряпкин «свет мой робкий…») - гражданская лирика («Я не поэт, а гражданин…»; Северянин; Волошин; «Разлад» Д. Андреева и т.д.; У Георгия Иванова гражданская лирика совмещается с суггестией «Хорошо что нет России…»; здесь и обращение внутрь собственной судьбы невольного отшельника, но и судьба страны и народа; Владислав Артемов «О русских людях»:
Какой-то странный здесь народец… Здесь совмещается с иронией. - лирика, посвященная философии творчества – поэту иногда важно разобраться с самим собой («Пророк» Пушкина и Лермонтова). - большое лирическое стих-е Пр. Некрасов «Рыцарь на час» Если пасмурен день, если ночь не светла… От этого переживания отталкиваясь, герой видит какие-то глобальные картины бытия: звезды, тьму Поднимается сторож старик… И потом возвращается герой после этого выхода на природу уже с другим настроением, он избавлися от ощущения бесцельности существования. В отл. от простого лир. стих-я, кот-е фиксирует одно состояние и настроение, в большом стих-ии происходит градация настроений.
|