КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классическая балладаБаллада классическая (франц. ballade, от прованс. ballar – плясать) – родовое название нескольких строфических твёрдых форм романской лирики Средневековья. Одним из жанров поэзии трубадуров XIII в. являлась «балада» (прованс. balada), песня, состоявшая из неопределенного числа куплетов, перемежавшихся с постоянным припевом. Этот жанр был генетически связан с ритуальными плясовыми песнями древних галльских племен, посвященными приходу весны. Из него к концу XIII в. развилась итальянская «баллата» (итал. ballata), в которой одна малая строфа предваряла несколько больших (как правило, от 3–х до 5–ти), и 1–2 финальных стиха каждой большой строфы рифмовались с таким же количеством концевых стихов строфы малой (одна из типичных схем рифмовки: aa – bcbcca – dedeea – fgfgga...). К этой форме прибегали такие известные поэты, как Данте, Петрарка и Боккаччо. Во второй половине XIII в. на севере Франции появляется «баллада» (ballade): так впервые обозначил свои стихи трувер Адам де ла Аль. В XIV в. Гийом де Машо разработал строфическую форму «простой баллады». Это три строфы с общей рифмовкой: если из семистиший – то ababbcc*, если из восьмистиший – то ababbccb* или ababbaab* (знаком астериска здесь отмечен стих–рефрен, который впервые появился именно во французской балладе). Последователи Машо добавили к этим трем строфам заключительную полустрофу – «посылку». Так возникла «малая баллада»: ababbcbc* + ababbcbc* + ababbcbc* + bcbc*. А из неё выросла «большая баллада» из трех десятистиший и посылки–пятистишия: ababbccdcd* + ababbccdcd* + ababbccdcd* + ccdcd*. На рубеже XV–XVI вв. во французской лирике распространилась «королевская песнь» (франц. le chant royal) из пяти 11–стиший на пять рифм в 10–сложных стихах и обязательной посылки–пятистишия. Все указанные разновидности объединены понятием «классическая баллада», а все образцы французских балладных форм представлены в ярком творчестве Франсуа Вийона. Рондо (франц. rondeau, от франц. rond – круг) – твердая форма; 15–строчное стихотворение на две рифмы, со схемой рифмовки aabba – abbx – abbax (здесь х – короткий холостой стих, состоящий из начальных слов 1–го стиха). Форма была популярна во французской лирике XV–XVII вв. (у Клемана Маро, Венсана Вуатюра и др.). Она развилась из ронделя (франц. rondel), родственной твердой формы, существовавшей в поэзии XIV–XV вв. (яркие образцы – в творчестве Карла Орлеанского и Франсуа Вийона). Рондель, представлявший собой 13–строчное стихотворение всё на те же две рифмы, в свою очередь, развился из триолета (обе этих формы – каждая в своё время – носили имя «рондо»), на что указывает его схема рифмовки: a*b*ba – aba*b* – abbaa* (знаком астериска отмечены повторяющиеся строки). Триолет, рондель и рондо сочинялись как стихотворения, но на песенные истоки этих форм указывают названия: очевидно, их исторические корни – танцевальные песни древних народов Европы. В Новое время указанные формы в основном использовались в стилизациях «под старину». В России к ним неоднократно обращались стихотворцы «серебряного века» (В.Я.Брюсов, И.Северянин и др.). Онегинская строфа – твёрдая форма в русской лиро–эпической поэзии, впервые введённая в неё А.С.Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Строфа состоит из 14 стихов, объединённых постоянной рифмовкой AbAbCCddEffEgg. Можно заметить, что в ней использованы три основных способа рифмовки, встречающихся в четверостишиях (в тексте «Онегина» большие строфы часто синтаксически членятся на три четверостишия и одно двухстишие): перекрёстная (AbAb), парная (CCdd и gg) и кольцевая (EffE). По–видимому, при создании оригинальной строфы автор ориентировался на 14–строчную форму сонета и на одическую «дециму» (десятистишие) классицистов, сложная рифмовка которой заключает все три указанных выше типа простых рифмовок: AbAbCCdEEd. Два заключительных стиха онегинской строфы напоминают сонетную «коду»: в них автор, как правило, помещает афористическое и часто ироничное высказывание, подводящее тематический итог строфы. Изобретённая Пушкиным форма неоднократно использовалась его русскими подражателями. М.Ю.Лермонтов применил её в комической поэме «Тамбовская казначейша», в начале которой открыто объявил: «Пишу Онегина размером...».
|