КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Античное (силлабо-метрическое) стихосложениеСиллабо-метрика (от греч. syllabe – слог и metron – мера) – это античная система стихосложения в европейской поэзии, основывающаяся на упорядоченном чередовании арсисов («сильных» мест) и тесисов («слабых» мест). Эта система существовала в древнегреческой и древнеримской поэзии, и, так как в соответствующих языках смыслоразличительной функцией обладали не ударные и безударные, а долгие и краткие слоги, арсисом обычно оказывался долгий слог, а тесисом – краткий. При этом долготу и краткость слогов определяли очень просто: считали, что долгий слог по времени произнесения равен двум кратким. Поэтому мельчайшей единицей стиха была та, что равнялась краткому слогу. Греки называли её «хронос протос», а латиняне использовали понятие «мора». А долгий слог, следовательно, состоял из двух мор. Разнообразие сочетаний арсисов и тесисов внутри каждого отрезка стиха отражалось в разнообразии использовавшихся античными стихотворцами стоп. Каждая стопа представляла собой определённую композицию сильных и слабых мест. Например, стопа ямба ( ) и стопа хорея ( ) были трехморными, однако арсисы и тесисы занимали в них разные позиции. Такое осознанное различение стоп как специальных единиц измерения стиха вело к тому, что на практике поэты часто создавали стихи, уравненные либо по количеству стоп (таков античный стихотворный размер «дактилический гекзаметр»), либо пар стоп (таков «ямбический триметр», обязывающий к использованию в каждом стихе отдельного сочинения трёх «диподий» ямба, т.е. трех пар ямбических стоп). Различение стоп, в свою очередь, обусловило различение стихотворных размеров, а применение последних постепенно формировало традиции, в соответствии с которыми эти размеры начали связываться с конкретными поэтическими жанрами. Так, например, гекзаметр как наиболее популярный античный размер оказался исторически связан с крупными эпическими песнями (эпопеями). Позднее на смену силлабо-метрике пришли силлабика и тоника, так как различение долгих и кратких слогов было утрачено. Однако формы античного стихосложения сохранились в подражаниях (и, разумеется, в переводах), но отношение вида этих форм в поэзии следующих эпох по отношению к их виду в Античности – очень приблизительное, поскольку поэты следующих эпох были вынуждены при обращении к античным размерам прибегать к условности: передавать долгие слоги с помощью слогов ударных, а краткие – с помощью безударных. Античная силлабо-метрическая система стихосложения позднее оказала значительное влияние на развитие силлабо-тоники, заимствовавшей понятие стопы и основные типы коротких (маломорных) античных стоп.
|