КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возникновение государств на Востоке. Номовая государственность.Стр 1 из 16Следующая ⇒ Понятие «Древний Восток» традиционно используется в науке для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, а также северной и северо-восточной Африки в соответствующий исторический период. При этом выявились важные тенденции общественного и государственно-правового развития значительной части основных стран Древнего Востока. Это прежде всего длительное сохранение сельской общины, базирующейся на натуральном хозяйстве и потому замкнутой в себе экономически и в значительной мере политически. Совместным трудом крестьян-общинников в основном поддерживались и развивались оросительные системы. Консервация общинных структур, в свою очередь, в немалой степени сдерживала (замедляла) развитие частной собственности на землю. При таких условиях долго преобладали полупатриархальные, но от этого не менее тяжелые формы эксплуатации, главным образом посредством внеэкономического принуждения, в интересах монарха, знати и жречества. Удельный вес труда рабов был относительно невелик, хотя и постоянно возрастал. Увеличивались и другие формы эксплуатации свободных (ростовщичество, наем работников и т. д.), а также покоренных племен. Все это в конечном итоге оказывало влияние на государство. Являясь инструментом классового господства, оно в ряде основных стран (но не везде) утвердилось в форме так называемой восточной деспотии. Вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежала монарху, обожествляемому и правящему посредством войска и чиновничества. Идеологической основой деспотизма стала религия, обожествлявшая личность и власть главы государства. Существовала определенная закономерность в становлении деспотической формы правления. Первоначальные государственные структуры обычно возникали на основе и в территориальных границах отдельных племен или племенных союзов, сохраняя многие пережитки первобытно - общинного строя. Эти небольшие по территории так называемые номовые государства возглавлялись правителями, нередко потомками племенных вождей, власть которых ограничивали совет знати и народное собрание. Такие властные структуры, первоначально не всегда - монархические, в результате союзов и особенно завоеваний превращались в большие относительно централизованные государства. Их образование в немалой степени обусловливалось необходимостью поддержания в должном порядке единой для большей части речной долины ирригационной системы. По мере усложнения классовых и общенациональных задач государства и особенно сохранения политической самоизоляции сельских общин монархия в ряде стран, не встречая серьезного противодействия в народе, постепенно приобретала форму деспотии. Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующее - контрольные функции древневосточного государства, особенности правовых систем. Крепость общинных, родоплеменных, большесемейных и других связей тормозила процессы классообразования, в частности развитие здесь рабовладения, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе. Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае - еще в IV-III тысячелетии до н.э.). Деспотия как форма древневосточного государства. Основные источники права стран Древнего Востока. Понятие "восточная деспотия" характеризовалось рядом признаков. Это - монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата. При этом перечеркивалось действительное многообразие политических структур древневосточных цивилизаций, их последующей эволюции. Формализованное понятие "восточная деспотия", обладающее вышеперечисленными признаками, с определенными основаниями можно отнести к централизованной империи Древнего Китая и царствам Древнего Египта. Но во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась советом знати или народным собранием, или самоуправляющимися большесемейными городскими общинами и пр. Древневосточным обществам были известны также и республиканские государственные формы, в которых значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии, например республики в городах-государствах - Финикии, Месопотамии. Не отличались некоторые восточные государства и полным набором вышеперечисленных формальных характеристик "восточной деспотии". В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом общий путь - от небольших племенных образований, номовых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, как правило, полиэтническим, создаваемым за счет завоевания и аннексий своих соседей. Но в Индии, в отличие от Китая, раздробленность была правилом, а централизованное государство - исключением. В Месопотамии царскую власть можно считать наследственной с оговорками. При передаче власти одному из сыновей правителя решающее слово принадлежало жрецам-оракулам. Не был царь и высшей судебной инстанцией. Здесь, как и в Индии, почти на всех этапах развития сохранялось определенное самоуправление общин. Органы общинного самоуправления несли главную тяжесть забот о благосостоянии общины, о своевременной выплате ренты-налога в казну и об организации общественных работ. Вместе с тем нельзя отрицать, что в древневосточных цивилизациях в религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю. Признание высшего, божественного авторитета, органически вытекающего из сущего миропорядка, а, следовательно, и неограниченных деспотических полномочий правителя, было основополагающим элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ. Источники права: обычаи, законы царей, распоряжения джати (первого помощника фараона). Первоначальным источником права был правовой обычай. С возникновением письменности возникают и первые письменные законы. Первый в истории Месопотамии памятник законодательства “Овальная пластинка” Энметены, правителя Лагаша XXIV в. до н.э., и надписи Уруинимгины. Однако эти источники лишь излагают содержание законодательства — возможно, устного, — не приводя его текстуально. Первый дошедший до нас текст законов — Законы Шульги (прежнее название — Законы Ур-Намму; недавно было установлено, что их действительным “автором” является сын и преемник Ур-Намму, Шульги). Этот сильно поврежденный текст состоял из “Пролога”, за которым следовали конкретные правовые нормы. Следующий из сохранившихся законодательных памятников принадлежит царю I династии Иссина Липит-Иштару. Дошедший до нас со значительными повреждениями текст написан на шумерском языке, состоит из “Пролога”, примерно 43 статей, и “Эпилога”. Законы, происходящие из царства Эшнунны дошли до нас в виде двух (поврежденных) списков на аккадском языке, имеющих незначительные различия. Текст состоит из “Пролога” и 60 статей. Первые законы Египта были якобы написаны Мином, основателем первой династии фараонов. Имеются данные о фараонах, которые составляли сводные законоположения по различным отраслям управления (Сасихис, Бокхорис, Амасис). Но эти ценнейшие памятники права не сохранились. Наличие свода законов косвенно подтверждается в речении Ипувера (XVIII в. до н.э.). Верховный сановник фараона Тутмоса III (XVI-XV вв. до н.э.) во время официальных приемов держал перед собой “сорок кожаных свитков (с законами)”. Кульминацией в развитии клинописного права Древнего Вавилона явились Законы Хаммурапи. Законы написаны на живом разговорном вавилонско-аккадском языке. Формулировки закона четкие, ясные; к тому времени язык древних шумеров вышел из употребления. Черный базальтовый столб, на котором высечены законы, сохранил изображение Хаммурапи. Законы основывались на принципах, существенно отличных от применяемых ныне, но проводившихся в общем довольно строго и последовательно. Нормы группируются по предмету регулирования, а переход от одной нормы к другой осуществляется по принципу ассоциации. Таким образом, один и тот же предмет рассматривается в смежных нормах в различных правовых аспектах. Напротив, в Древней Индии основным источником права были и до сих пор остаются в общинном быту религиозные книги — веды (Ригведа), дхармасутры и дхармашастры, создаваемые брахманами. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману.
2. Законы Царя Хаммурапи:общ строй,земел.собств,обязательств.право;угол.право;суд.процесс Правл царя Х (ок.2 тыс. до н.э.) ознам. созд. законов. Изв законы Х относ к к его царств, выбиты на бол черном столбе. Текст дел. на 3 части. 1. Введение 2. статьи законов (282), 3.заключ. Основа: старое обыч пр, шумер судебники, нов зак- во. Законы несовершенны: не предусм. разнообразных явл. жизни, сост в осн в казуистич форме, нет общ принципов, с-мы в излож. Значение: 1ый известный сборник законов, освящав рабовлад. строй, ч. собственность. Законы содержат пережитки родового строя, (суровость наказаний, принц талиона, ордалии.) Пр собств. Ч собств достигла высокого уровня развития. зем собств: земли царские, храм, общ, частные. И цар, и храм управлял царь (важн источник дохода.) Происх. интенс. развитием ч. собств на землю. Ч. землевлад. разл. по своему объему: кр землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обраб землю. Развитие ч.собств. вело к сокращению общ земель, упадку общины. Земли могли свободно продав, сдаваться в аренду, передав по наследству. Обяз-ва. 1. статьи, регули-р. аренду. Плата за арендов поле - 1/3 урожая. Аренда была краткосрочной (на 1 или 2 г.). На более длит срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Если поле не обрабатывалось, то аренд. платил исходя из объема урожая соседей.2. имущ найм: помещ, дом жив, судов, повозок, рабов. Уст. не только плату за наем, но и ответств. за порчу или потерю им-ва. Был широко распр. договор личного найма. Наним. сел-хоз. рабочих , врачей, ветеринаров, строителей. 3.регулир. договор займа. Хар -но: стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долг рабство. (уст. макс. срок отработки долга (3 года), огранич. проценты, взимаемых ростовщиком). 4. бол развитие - договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) - в пис форме при свидетелях. Продавцом мог быть только собств вещи. Кроме названных зак -во Х знает договоры хранения, товарищества, мены, поручения+ обязательства из причинения вреда./ Брачно-сем отнош. Брак был действит только при наличии пис. договора, закл. между буд. мужем и отцом невесты. Сем отнош строились на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась сур наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Но! жена могла иметь свое им-во, сохр пр на приданое, имела пр на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Сильная вл. отца над детьми проявл. в возмож-ности продавать детей, отдавать в качестве заложников за долги, отрезать язык за злословие на родителей. Тем не менее закон в ряде случаев ограничивал эту власть. Уг право и процесс. Нет общ понятия прест не упомин. о гос. и религ. прест, караемых смертью. Выдел. 3 вида прест.: против личности, имущ и против семьи. Преступл. против личности: неосторожное убийство (об умышл ничего не говорится),(действия строителя, постр дом, кот обвалился и причинил смерть хозяину, врач, причин смерть чел-у в рез операции. + различного рода членовредит. при опред наказа - принцип талиона: виновного постигала та же участь, что и потерпевшего. К имущ. престотнос. кража скота, рабов. Отличным от кражи преступлением законы называют грабеж. имущ преступл. наказ очень сурово. Среди прест против семьи: прелюбодеяние (со стороны жены), кровосмешение (н, связь матери с сыном,). Виды наказаний, предусмотренные законами , определ их целью, возмездие Осн. видом наказаний явл. казнь. Процесс был одинаков как по уг, так и по гр делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. средства доказывания: свидет. показания, клятвы, ордалии. Судья не мог изменить свое решение. Если онэто делал, то платил штраф и лишался своего места. // Гос. строй Вавил Др-Вавил царство представляло собой централиз гос. В руках царя -зак, исп и суд вл. Вместе с тем цар вл не была сильной. Царь явл наместником и служит бога на земле. Снизу цар вл огран сильным дух-ом и богатыми городами. 3 священных города Вавилонии - Ниппур, Сиппар и Вавилон - имели льгоные грамоты, дававшие им привилегир полож. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храм хоз-ах. За собл прав городов след жрецы. Древневав. правители создали отлаженный механизм упр-ия. Достигнуто это -путем личного внимания ко всем делам своего гос. Поэтому в гос. ценились умелые и опытные чиновники. Служилая знать вытеснила род. Все упр - сосредоточено в царском дворце. Дворцовая сист упр отлич тем, что лица, управл царским хоз-ом, занимали высшие должн в гос.; четкого разгранич функций между ними не было. Среди высших сановников гос. - визирь, дворецкий, нач- ик финансов, кравчий, главный военачальник. высоко ценились писцы. В системе гос. органов различались центр и мест органы упр-ия. Бол городами упр наместники царя. На местах, ( со значительно огранич функциями), сохран органы общинного самоуправления, осущ некот адм, фин, суд вл. Суд функции выполняли чиновники, назнач. царем: наместники и правители местности. Высшей суд инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды пост теряли свое значение. В Вавилоне сущ пост армия
3. Возникновение Афинского гос-ва.Путь Афин от аристократии к демократии:реформы Солона, Клисфена. Осн масса насел города - землед, скотоводы, +ремесл и торговцы. земля -племенная собств и предоставлялась членам родов в пользов на усл передела. Однако наделы богатых отлич размерами и кач. Сущ кр, у кот земли не было совсем. Гом период - это период военной дем-ии. Гос. еще не было, но сущ след орган. Пост действ органом вл явл совет старейшин - буле. Первоб дем-ия еще сохран, и нар собр игр значит роль. Организацию возгл базилевс - военачальник племени, верх судья и верх жрец. Должность базилевса была выборной, но со временем стала насл. IXVIII вв. до н.э. -на смену род строю приходит рабовлад, развив ин-т ч собств, формируется кр землевлад. Порождается долговая кабала. Повсюду в Греции VIII-VI вв. до н.э. происходит слияние неск мелких общин, расположенных поблизости. Так на базе род и сел общин возникли нов соц-пол орган - полисы. В истории Др Гр важную роль сыграли 2 полиса: Афины и Спарта. (примером рабовлад демократии и эталон олигархии )Раб гос. в Афинах Образ Аф гос.легенда связывает с именем гр героя Тезея. Нго действ: создан совет, к кот перешла часть дел, находив ранее в ведении отд племен, оформл обособлен соц групп. Род знать (эвпатриды) закреп за собой привилегии (искл. пр на замещ должностей). Бол часть насел -земледельцы, выдел гр ремесленников. След шагом -уничтож вл базилевса и учреждение нов должн - архонта. Вначале архонты избирались пожизненно, затем на 10 лет, с 683 г. до н.э. ежегодно стали избирать 9 арх. 1ый архонт стоял во главе коллегии осущ внутр управл и имел суд полном по семейным делам. 2ой архонт исполн жреч функц +суд по религ делам. к 3му арх отошла военная вл. Ост 6 архонтов вып суд функции. По окончании срока архонты вступ в ареопаг.- высший гос. совет (высш суд и контролир орган) это были аристократич учрежд. Итак борьба демоса против род арист и- гл линия истор развития Гр в VIII- VI вв. до н.э./// Реформы Солона. Борьба привела к созд сложной обстановки. Необх.радик преобр. В 594 г. до н.э. на пол арену выдвиг Солон. 1ая реф: сисахфия (“стряхивание бремени”)- освобожд должников +впредь запрещ личная кабала, продажа должников в рабство . Должников, проданных за пределы Аттики, следовало выкупить за общ счет . 2: закон, огранич землевлад ( устан макс размер зем участников). + провозглаш свобода завещаний. Это способствовало развитию ч собств на землю 3: ряд мероприятий, направл на улучш полож. демоса: разреш вывоз ол масла и запрещ вывоз хлеба, проведена денежная реформа. Центр место среди преобр. -пол реформы. А: цензовая реформа. Все аф граждане были разделены по имущ положению на 4 разряда. Всякий, кто со своей земли получал 500 медимнов(мера емкости для зерна) - 1ый разряд- получающие 300 медимнов годового дохода -всадник. разряд зевгитов -те, кто получ 200 мед Все ост - феты. (законодат разделение общ-ва. пол значение: каждому разряду представлялся определ уровень пол пр. представители 1го разряда могли занимать любую должность. Всадники и зевгиты не могли избираться в архонты. Феты обладали только пр избирать должн лиц Солон сохранил деление аф общ-ва на 4 филы и создал на базе этого деления гос. орган - Совет 400. (изб-ся ежегодно из граждан 1ых 3х разрядов по 100 от каждого племени. Он руков подготовкой дел для обсуждения Нар собр, рассм текущие дела упр. Деятельность Нар собр активизируется; оно обсуждало все важные гос. дела, принимало законы. Солон сохранил ареопаг - оплот род аристокр, кот имел пр надзора за соблюдением законов Бол роль играл суд присяжных - гелиэя. Членами могли быть граждане всех 4х разрядов. Но! реформы С. носили половинч, компром хар-р. Однако реформы видоизменили весь строй соц-пол жизни др Афин // Реформы Клисфена. дальнейшая демократизация пол строя. В 509 г. до н.э. К. осущ реформы, кот прив к ликвидации остатков род строя. 1ввел нов адм дел-ие(территор. принцип). Цель: смешать насел, разъед роды ,ослаб силу эвпатридов. Аттика поделена на 3 террит округа: г. Афины с пригородами, внутренняя центр полоса и берег полоса. Каждый округ сост из 10 частей - триттий (всего 30 ). 3 триттии, по 1й из каждого округа, объед в филу (10 терр. фил.) заменил Совета 400 на Совет 500 (по 50 чел от каждой филы). Кл. созд нов орган - коллегия стратегов. Кл. многим метекам предост гр пр. ввел остракизм - изгнание отд граждан, определенных путем тайного голосования. (шир примен в пол борьбе.) В рез в Афинах сложилось рабовл гос. в форме дем республики. Афинская демокр.республика в 5 в. До н.э.Реформы Эфиальта и Перикла.Система демокр.власти и управления. Афинский морской союз. Гос. аппарат сост: Нар собр, гелиэи, Совета 500, коллегии стратегов и коллегии архонтов. Нар собр-гл органом. Пр участия в НС имели все полноправные аф граждане (мужчины), достигшие 20л , независ от их имущ полож. и рода занятий. НС приним законы, решало вопросы в и м, избирало должн лиц, обсужд и утв гос. бюджет, осущ остракизм. любой член НС имел пр выступить с заявл о гос. прест. (подлинная, опора аф дем конст).Выступить мог любой уч Собр. Но в своей речи он не должен был повторяться, оскорблять своего оппонента . В к V в. н.э. - плата за посещение НС. стало реальным уч в Собр шир нар масс. Совет 500 (буллэ), был раб органом НС. С500 избир путем жереб из числа полнопр граж, достиг 30л, по 50 человек от кажд филы. компет: подготов и обсужд всех дела, сост предварительное заключ для внесения в НС, следил за исполнением постановлений НС, контролировал деятельность всех должн лиц, организ строит флота, наблюдал за всеми общ зданиями имел пр привлек к суду должн лиц. повседневными делами руководила по очереди десятая часть Совета, т.е. одна фила. Кажд год чл Совета давали отчет народу. Члены Совета получали жалованье. Сохран ареопаг. функции ареопага были сильно ограничены. В V в. до н.э. ареопаг -суд инстанция (по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушении религиозных предписаний) органы исп вл в Аф :коллегии стратегов и архонтов. Стратеги избир из числа наиболее бог граждан. Осн функции: рук-о и ком-е вооруж силами. В ведении коллегии арх наход религ и сем дела, + дела, кас нравств. Девять архонтов избир с помощью жребия по 1 от каждой филы. Затем архонты подвергались проверке в С500. 2я проверка -в гелиэе. Под рук коллегии архонтов действовал высший суд орган - гелиэя. Помимо чисто суд функций она вып функции в обл законод-ва. состояла из 6 тыс. человек +действовало еще несколько суд колл Аф демократия в V-IV вв. до н.э. -хор продуманная, тщательно разработ. пол сист. Замещение гос. долж строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, отсутствия иерархии. Для своего времени афинская демократия имела самое передовое гос. устройство. В 462г Эфиальт провел закон о лишении ареопага всех пол ф-ций. К сер 5 в до н.э. уходят в прошлое солоновские разряды: замещ должностей стало доступно всем гражданам. Позднее по предлож Перикла стали получ жалование все членыи С500, присяжные заседатели и солдаты…// Аф мор союз В 5в дон.э. Греция отстаивала независимость в греко-персидских войнах. Представители ряда греч городов заключ союз, весьма скоро Афины стали главенствовать в нем, поэтому 1ый аф. Мор союз Была учреждена ед казна, созданы ед сухопутные силы и флот. Постепенно уч-ие др городов огранич внесением денег. Афины стали тратить их на свои нужды, недоводльство союзников. + поражение в Пелопоннесской войне- распад. В 378г до н.э. -2ой союз для борьбы со Спартой.(но нов союз построен на нач равенства)
4. . Общественный и государственный строй Древних Афин в период расцвета. В экономике Афинского государства большое значение имели ремесло и торговля, чему способствовало развитие мореплавания. Что касается земледелия и скотоводства, то они, имели место, но ведущей роли не играли и рабский труд в них использовался в значительно меньшей степени.Экономика афинского общества развивалась за счет не только внутренних, но и внешних ресурсов, к которым следует отнести захватнические войны и бесконтрольное распоряжение общей казной Делосского морского союза греческих государств, образовавшегося в 478 г. до н.э., в котором в силу своего военного превосходства Афины играли ведущую роль.Стабильность экономики поддерживалась и слаженной работой хорошо организованной финансовой системы страны, куда стекались все денежные потоки от взимания прямых и косвенных налогов (таможенные сборы, сборы с продаж и др.); налогов с имущества стоимостью выше 1 тыс. драхм; различного рода сборов с граждан (на театральный хор, обучение юношества, постройку кораблей, пополнение арсенала страны и др.); от эксплуатации государственных рудников, чеканки монет, продажи государственных рабов. Сюда входила также военная добыча.К середине V в. до н.э., когда демократия в Афинах достигла своего высшего развития, деление народа на разряды утратило свое первоначальное значение. С принятием в 451 г. до н.э. закона Перикла афинским гражданином считался только гражданами Афин. Число афинских граждан достигало 40-50 тыс.Афинское гражданство фиксировалось по достижении совершеннолетия - 18 лет. С 20 лет афинянин получал право участвовать в высшем органе страны - Народном собрании. Несмотря на то, что женщина-афинянка признавалась гражданкой Афин, ее статус был значительно ниже: она не имела политических прав, т.е. не могла участвовать в управлении обществом и государством.Каждый афинянин имел равный доступ к должностям, а избранный на любую из них получал из государственной казны вознаграждение. Предоставляя афинянам свободу слова и ряд других прав и свобод, государство требовало от них выполнения определенных обязанностей: соблюдать законы государства, оберегать демократическое устройство общества, служить в армии и быть военнообязанным до 50 лет. К свободному населению помимо полноправных граждан Афин относились иностранцы (метеки) и вольноотпущенники. Метеки, проживавшие на территории Афин, занимались ремеслом и торговлей, нередко были довольно состоятельными людьми. Метеки не могли приобретать в черте города-государства в собственность недвижимость; должны были иметь патрона из числа полноправных граждан Афин, который вел их дела в суде и осуществлял за ними надзор. Дети, рожденные от метека и афинянки, не признавались гражданами страны. Небольшую часть свободного населения Афин составляли вольноотпущенники, о правовом статусе которых до настоящего времени нет достаточных сведений. Большинство населения страны составляли рабы, количество которых было примерно в 3-4 раза больше, чем свободных людей (160-200 тыс.). Раб- вещь, наиболее распространенное орудие труда, используемое как государством, так и отдельными частными лицами. Раб не имел никаких прав на личную жизнь, имущество, судебную защиту и т.д. Его можно было продать, подарить, обменять, завещать, наказать, но запрещалось убивать. Если раб был убит, его хозяину возмещался ущерб как за уничтожение любого другого имущества
5.
|