Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Социальная структура римского общества периода империи. Правовое положение




Квиритское право - главенствующая правовая система этого времени, распространялась лишь на коренных жителей Рима и не затрагивала иностранцев, отличалась формализмом. Крупнейшим источником права являлись Законы XII таблиц (3 XII т.).

Имущественные отношения по 3 XII т. Прав о частной собственности уже рассматривалось как абсолютная власть собственника над своей вещью. 3 XII т. содержат положения об институте общественной собственности, в них есть нормы об ограниченном праве пользования чужими вещами, возникающем на основании сервитута. Основаниями приобретения вещных прав служили: договор, приобретательная давность, захват вещи и наследование. Среди форм договора различались: 1) нексум и манципация (особо торжественные формы договоров, применявшиеся для приобретения рабов, скота, земли и др.); 2) ин юре цессио (отчуждение вещи путем отказа от права собственности на эту вещь при судоговорении перед претором);3) стипуляция - устная форма договора займа. Способами обеспечения обязательств, возникающих из договоров, служили поручительство и залог. Кредитор по

договору, заключенному в форме нексум, имел право заковать в колодки нерадивого должника. Если должник отказывался исполнить обязательство, он обращался в рабство или же предавался смертной казни. брак, семья и наследование. В брак могли вступить лишь римские граждане. Некоторое время законом не признавались браки патрициев и плебеев. Для заключения брака использовался фиктивный договор покупки жены в форме манципации. Власть мужчины над женщиной устанавливалась и фактом давностного сожительства. Римская семья отличалась патриархальным характером. 3 XII т. предоставляют римским гражданам возможность составлять завещания. При отсутствии завещания имущество и долги умершего делили его ближайшие родственники. Судебный процесс по делам, не затрагивающим государственные интересы. Судебный процесс был построен на состязательных началах и состоял из двух актов: ин юре и ин юдицио. На стадии инюре стороны в торжественной форме заявляли свои требования и возражения магистрату (претору), а магистрат назначал судью для разрешения спора. Большое значение при этом уделялось соблюдению заранее установленных форм. Действия сторон на этой стадии назывались легис акцио. Судебный процесс рассматриваемого периода принято именовать легисакционным. На стадии in iudicio судья рассматривал дело по существу.

 

 

9.

Кодификация императора Юстиниана(корпус юрис цивилис),источники,состав.частиСистемат римского права была провед в 528-534 гг., т.е. уже после падения Зап Рим империи, по указ визант императора Юстиниана. Руководство кодифик работами осущ юрист Трибониан. Результатом работы комиссии явилось составление ряда крупных сборников римского права, подвергшегося включениям норм более позднего греч и вост права. На более позднем этапе истории права эти сборники стали выступать как единый Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis). кодиф работы, , начались с сост КЮ. Подгот Кодекса была поруч создан в феврале 528 года комиссии, сост из 10 высших долж лиц и юристов. Комиссия была уполномоч, использ ранее изданные частные и офиц сборники: Кодексы Грегориана и Гермогениана, Кодекс Феодосия, собрать воедино импер констит, устранить имеющя в них противор, исключ устар закон полож. КЮ, первая ред которого не сохран, был составлен с быстро и издан 7 апреля 529 года. Не вошедшие в него закон акты отныне подлежали отмене. Поспешн в сост Кодекса была причиной многих его недостатков (противореч, устарелых положений), которые стали особенно очевидными в связи с сост других частей кодиф Юстиниана. Целый ряд нововведений, содержавш в законод Ю, особенно в сборнике "50 решений" (отмена различий между гражд правом и правом народов, между квиритской и бонитарной собственностью и т.д.), делали необход разработку новой редакции КЮ. Эта работа была поручена в нач 534 года комиссии из 5 юристов под руководством Трибониана. Перераб вариант Кодекса (именно в этом виде он и сохранился) был опублик 16 ноября 534 года, а 29 декабря того же года был наделен силой закона. По примеру Законов XII таблиц КЮ был раздел на 12 книг. В книге I рассмат вопросы церкправа и христ теологии, книги 2 - 8 посвящены различ вопросам частного права, в книгах 9 - 12 затраг разл стороны публичо права (админ управ, прест и нак и т.д.). Каждая книга распад на титулы, а последние - на фрагменты. В рамках отдельных титулов импер конс располож в хронол порядке; древнейшая из использв Кодексе - Конституция Адриана 117 года (6.23.1), самая поздняя - Конституция Юстиниана от 4 ноября 534 года. Фрагменты, содержащие текст отдельных конст, включ све-дения об издавшем их импер, о лице, кому они адресованы, о дате и месте их издания. Важн часть код и Юстиниана, сост дигесты, или пандекты. ("содержащий в себе все") В процессе работы над диг комиссия просм и использ 2 тыс. сочинений. В случае возникн спорных вопросов она обращалась за разъяс к Юстиниану, который издавал соотв конституции, составившие "50 решений". Дигесты, учитывая масштабность использ в них материала, были подготовлены исключ за короткий срок, Более других в Дигестах цитя Ульпиан, Павел, Папиниан, Юлиан, Помпоний, Модестин. Структурно Диг делятся на семь частей (в самом тексте такой рубрики нет) и на 50 книг, которые в свою очередь (кроме книг 30-32 о легатах и фидеикомиссах) расчленяются на титулы, имеющие названия. Титулы состоят из фрагментов.. В них рассмат нек общие вопросы правосуд и права, обоснов деление права на публ и частное, дается очерк возник и развития римского права, излаг поним закона и т.д. Предст и вопросы, относ к сфере межд права: ведение войны, прием и отправка посольств, статус иностр и т.д. Наиболее полно в Дигестах предст частное право. Особ много вним в них уделено наслед (по закону и завещанию), брачным отношениям, вещному праву, различным видам договоров. Придав Диг силу закона, Юстиниан запретил их комментир, а также ссылки на старые законы и сочин юристов. Своеобр частью кодиф Юа являются Институции - элем учебник права, обращ императором к "юношеству, любящему законы". Для сост Институций по указанию Ю в 530 году была составлена спец комиссия из Трибониана (председатель) и профессоров права Феофила и Дорофея. В основу ИЮ были полож сочин Гая. Как и Инст Гая, Инст Ю состоят из 4 -книг. Под влиянием Дигест они были разделены на титулы, которые состоят из фрагментов. В 1 книге даются общие сведения о правосуд и праве, о правовом статусе лиц, о вольноотпущ, о браке, об отцовской власти, об опеке и попече. 2 книга посвящ вещному праву. В третью книгу включены титулы, относящ к наслед без завещ, степени когнатского родства и т.п

 

 

10.

Право собственности и иные вещные институты в римском праве. Право собственности – наиболее полное господство над вещью (plena in re potestas), наиболее широкое вещное право, по общему правилу для римлян это господство было неограниченным. Право собственности рассматривается как абсолютное, вещное и бессрочное (вечное, пока существует соответствующая вещь) право. Впервые понятие о праве собственности сформулировано римлянами еще в Законах XII таблиц, римской конструкцией этого правового института в основных чертах пользуются и сейчас. Поначалу в праве собственности преобладал личный элемент (оно обозначалось как dominium), затем подчеркивался уже вещный характер этого права (proprietas). В современной конструкции право собственности включает в себя такие элементы: владение, пользование и распоряжение. Римляне выработали понятие эластичности права собственности. Это значит, что если оно было ограничено (напр., сервитутом или узуфруктом), то вследствие отпадения основания ограничения (напр., смерти узуфруктуария) оно восстанавливается в своих исходных абсолютных пределах. Виды собственности по римскому праву: 1. По правовому основанию: квиритская (по Законам XII таблиц), бонитарная (по преторскому праву), провинциальная (по местным законам и обычаям). 2. В зависимости от числа собственников на вещь: индивидуальная, общая. Можно выделить также собственность латинов (жители италийских городов получили права римского гражданства после союзнической войны в I в. до н.э.) и перегринов (иностранцев, получивших права римского гражданства по эдикту императора Каракаллы в 212 г.). Латины и перегрины обладали гражданской правоспособностью в рамках преторского права и права народов. При общей собственности единое право собственности на вещь одновременно принадлежит в определенных долях нескольким лицам (сособственникам). Обычно общая собственность возникала в результате получения в наследство неделимой вещи (напр., раба) несколькими наследниками. Другим основанием возникновения общей долевой собственности является смешение однородных сыпучих вещей (напр., зерно, принадлежащее разным лицам, ссыпали в один склад). Классическое римское право предполагало, что каждый из сособственников может свободно распоряжаться общим имуществом, однако в постклассический период это право было значительно скорректировано: каждый из сособственников может распоряжаться общей вещью лишь в пределах своей доли. Вещным называется такое право, которое предоставляет его носителю возможность непосредственного воздействия на вещь, иными словами, предметом (объектом) такого права является вещь. Вещное право является абсолютным (пользуется абсолютной защитой), т.е. защищается иском против всякого нарушителя права, кто бы им ни оказался (action in rem). Для вещных прав характерны свойства следования (вещное право следует за вещью) и преимущества (над обязательственным правом, напр., снабженное залогом право требования подлежит преимущественному удовлетворению). Виды вещных прав Классификация имущественных прав на вещные и обязательственные не упоминается у самих римских юристов. Вместе с тем они различали вещные иски (actiones in rem, вытекающие из вещных прав) и личные иски (actiones in personam, вытекающие из обязательственных прав). К вещным правам относятся право собственности и права на чужие вещи. В последнюю группу входят: 1. Сервитутное право (сервитут). 2. Залоговое право (право залога). 3. Эмфитевзис – вещное право долгосрочного, отчуждаемого, наследственного пользования чужим сельскохозяйственным участком за вознаграждение. Этот правовой институт был заимствован римлянами из древнегреческого права, применялся для сдачи земли в аренду в римских провинциях. Эмфитевзис можно было передать по наследству, произвести его отчуждение иным способом. Обладатель эмфитевзиса (эмфитевт) обладал владельческой защитой, обязан был следить за плодородием почвы. Собственник такого земельного участка получал за него ежегодную плату (канон), имел возможность возвратить указанный земельный участок себе во владение, но не произвольно, а только если эмфитевт нарушал условия пользования земельным участком (ухудшал его или не платил канон) или сам отказывался от своего права. Эмфитевт при продаже участка обязан был уведомить об этом собственника земли, который мог воспользоваться своим правом преимущественной покупки в течение двух месяцев. 4. Суперфиций – вещное право долгосрочного, отчуждаемого, наследственного пользования строением на чужом городском земельном участке за вознаграждение. Это оригинальный древнеримский правовой институт, касающийся права застройки городского земельного участка (прежде всего возведения на нем жилого дома). Обладатель суперфиция (суперфициарии) не становился собственником построенного им на чужом земельном участке дома, однако он обладал правом владения, пользования и ограниченного распоряжения (с разрешения собственника земельного участка) указанным домом. В целом правовой статус суперфиция схож с правовым статусом эмфитевзиса (это касается, в частности, его возмездности).


 

 

11.

Обязательственные отношения в римском праве. Для обязательственного правоотношения характерным являлось; А) наличие двух сторон: кредитора и должника; Б) строго персональный характер требования (основано на обязательстве право требования, обращено к строго определенному лицу); В) свобода воли сторон (обязательство возникает при согласии на это сторон, без согласия на заключении договора нет договора и нет обязательства). Римские юристы различали цивильные и натуральные обязательства. Обычно невыполнение перед должником обязательства кредитор имел право принудительно осуществлять свое право требования. Средством принуждения должника к исполнению требования являлся иск. Обязательства, пользовавшиеся исковой защитой, назывались цивильными. В римском частном праве были обязательства, не пользовавшиеся исковой защитой. Это так называемые натуральные обязательства. Примером натурального обязательства являлись договорные обязательства, возникшие при заключении договоров несовершеннолетними без участия опекуна. Рабы в некоторых случаях заключали имущественные соглашения, принимая на себя натуральные обязательства. Стороны в обязательстве.В древнем римском праве обязательственные правоотношения рассматривались как строго личные отношения между кредитором и должником. Поэтому считалось недопустимым вступать в обязательственные отношения, пользуясь услугами представителя или заключать договор в пользу третьего лица (с возложением обязательств на третье лицо). Обязательство вначале считалось абсолютно непередаваемым, т.е. запрещался переход как права требования от кредитора к другому лицу, как и замена одного должника другим. С развитием товарно - денежных отношений отмеченные ограничения были сняты, появилось представительство и замена лиц в обязательстве.Замена лиц в обязательстве. Он заключался в переходе праве требования кредитору или обязанности должника в связи с их смертью на наследников. Под это правило не подпадали лишь отдельные виды договоров, такие которые были связанны с личными действиями сторон. Цессия. Замена в обязательстве кредитора (при его жизни) называлось цессией. В классический период было установлено, что кредитор, передав свое право требования, уведомлял об этом должника. Перевод долга. В римском праве допускалось замена одного должника другим. Такая замена допускалась лишь с согласия кредитора. И это было справедливо, ибо новое лицо - должник мог оказаться неплатежеспособным, недобросовестным и т.д.Перевод долга осуществлялся в форме новации, т.е. путем заключения нового договора между кредитором и новым должником.Обязательства с несколькими кредиторами и должниками. Несколько кредиторов или несколько должников в обязательстве могли иметь деловое право или деловую обязанность. Например, если два лица взяли взаймы у третьего лица 300 сестерциев и из договора займа не устанавливается, что они отвечают друг за друга, то каждый из двух должников (заемщиков) должен отдать кредитору (заимодавцу) половину взятой взаймы суммы - по 150 сестерциев.В обязательстве могло иметь место солидарное право или солидарная ответственность. Например, в договоре с несколькими кредиторами могло быть предусмотрено право каждого из них требовать от должника исполнения обязательства. В этом случае должник, уплатив одному из кредиторов, освобождался от платы в отношении остальных кредиторов. При наличии нескольких должников кредитор имел право требовать исполнения всего обязательства от любого из должников. Уплатив в этом случае одним из должников прекращала обязательство в отношении всех должников. Прекращение обязательств.Обязательственное правоотношение ограничено временными рамками, в какое - то время оно должно прекратиться. В римском праве нормальным способом прекращения обязательства являлось исполнение. Просрочка исполнения наступала с того момента, когда проходил срок предъявления искового требования, т.е. если в договоре содержались указания о точном сроке исполнения, а должник к этому сроку договор не исполнил. С этого срока наступала возможность предъявления искового требования и просрочка исполнения. Прекращение обязательств помимо исполнения. К ним относились новация, зачет, освобождение от долга, невозможность исполнения смерть, совпадение в одном лице кредитора и должника, истечение давности.Новация состояла в замене одного обстоятельства другим. Такая замена проходила на основе устного договора, называемого стимуляцией. Ранее существовавшие обязательство с помощью нового договора заменялось новым обязательством. Например, обязанность должника предоставить вещь заменялась обязанностью уплатить денежную сумму.


 

 

12.

Возникновение государства франков, его общественный и государственный строй. Союз германских племен, имеющих общее название "Франки" сложился в III веке нашей эры на северо-восточных границах Галлии, провинции Римской империи. Завоевательные войны франков во главе с вождем Хлодвигом (481-511 гг.) ускорили процесс создания франкского государства. Государство франков было по своей форме раннефеодальной монархией, прошедшую в своем развитии 2 основных периода (с конца V по VII век и с VIII по середину IХ века). Рубеж, разделяющий эти периоды характеризуется, не только сменой правящих династий, он стал началом перестройки франкского общества, когда началась складываться сеньориальная монархия. Общественный строй В V-VI веках у франков сохраняется старая общинная организация, хотя социально-классовые различия проявлялись в правовом положении социальных групп. На низшей ступени социального достатка находился у франков - раб. Раб в отличие от свободного общинника считался вещью. Кража раба считалась кражей животного. Брак раба со свободным влек потерю последним потерю свободы. У франков наличествуют социальные группы, четко отграниченные одна от другой - свободные франки, полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько были связаны с происхождением и правовым статусом лица, той социальной группы, к которой он принадлежал. Знать пользовалась полнотой политической, экономической, личной правоспособности. Лит, представлял собой неравноправного жителя общины франков, находящегося в личной и материальной зависимости от своего хозяина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах со своим хозяином. Лит мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество. Все вышесказанное свидетельствует о неравном правовом положении древних франков, о неравной юридической ответственности социальных групп. Государственный строй В процессе становления и развития государственного аппарата франков можно выделить три этапа: * Перерождение племенных органов в государственные; * Развитие органов вотчинного управления * Постепенное превращение государственной власти франкских монархов в "частную" власть государей-сеньоров. Во главе государства франков стоял король. Он выступал как охранитель мира, как исполнитель судебных решений общины. Королевские предписания касались незначительного круга, государственных дел - призыва в войско, вызова в суд. В VI-VII веках законодательные полномочия королей усиливаются, в капитуляриях уже говориться о священном характере королевской власти . Власть франкских королей передавалась по наследству с 8 века. Все нити государственного управления сосредотачивались в королевском дворе, в руках королевских слуг и приближенных. Среди них выделялись - дворцовый граф, рефендарий, камерарий. Дворцовый граф выполнял , главным образом, судебные функции, руководил судебными поединками, наблюдал за исполнением приговоров. Рефендарий ведал королевскими документами, оформлял акты, предписания короля. Камерарий следил за поступлениями в королевскую казну, за сохранность имущества дворца. В VI-VII веках главным управителем королевского дворца, а затем главы королевской администрации являлся палатный мэр или майордом. Позднеримские порядки оказали влияние на формирование местных органов власти. Графы начинают управлять округами, как римские наместники. Они обладали полицейскими, военными и судебными функциями. Во второй половине Х века королевская власть была ограничена созданным Королевским Советом, состоящим из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять решения. VIII в. ознаменовал усиление органов вотчинного управления. Рост власти светских и церковных магнатов привел к широкой выдачи им от короля иммунитетных грамот. Такими грамотами светские и церковные магнаты ограждались от полицейской, судебной и финансовой власти графа и других должностных лиц. (из грамоты короля Догберта 1 Рейсбахскому монатырю 635г.) ...Постановление, чтобы ни какая государственная судебная власть ни настоящая, ни последующая не смела, входить на землю монастыря.Своего наивысшего расцвета франкское государство достигло при Карле Великом (716-811гг.). В 800 г. он был коронован папой в Риме императорской короной, что подчеркивало его силу как приемника власти римских императоров. Власть Карла опиралась на вассалов, бенефециариев. В руках Карла великого осталась лишь часть государственных полномочий. Такими полномочиями были: охрана мира, охрана границ, координация действий центральной и вотчинной власти. Важную роль играли маркграфы - военные начальники в пограничных графствах, следящие за безопасностью границ. Связь центра с местами поддерживали государственные посланцы, которые приводили в жизнь государственные распоряжения. Армия на ранних этапах развития феодального государства не отделялась от народа. Это было народное ополчение, строящееся на племенной основе. На военную службу франков оказали влияние римские учреждения. Были введены ганизонная служба, подчинение воинских отрядов местным должностным лицам - назначение королем - сотников, тысячников. Так, вместе с превращением власти монарха, вождя во власть государя - сеньора, на смену раннефеодальной монархии приходит сеньориальная монархия.


 

 

13.

Салическая правда, ее общая характеристика. Важнейшим источником права являлись варварские правды - записи обычного права варварских племен. Одной из ранних и вместе с тем классических правд считается Салическая правда, принятая у франков; её самая ранняя часть относится к концу V в. (486 – 496 гг.). Утвержденная преемниками первого франкского короля, редакция текста состояла из 65 глав-титулов, каждый из которых посвящался отдельному юридическому вопросу. Позднее, оставаясь основным сводом собственного права франков, Салический закон неоднократно дополнялся и расширялся; так возникли редакции, названные Эмендата (VI – VII вв.) и Геральдия (при Карле Великом). Салическая правда в самой минимальной степени испытала воздействие римского права, сохранила даже некоторые остатки языческой старины и родовых обычаев германцев. Традиционной архаичности предписаний сопутствовала еще одна особенность: многие судебно-правовые процедуры были неразрывны с символическими священно-обрядовыми действиями, лишенными реального содержания, но важными для общественного признания тех или других фактов. Поддержание общинного мира было в большей степени целью Салического закона, чем проведение государственной репрессии; это характерно для раннего, в значительной степени еще догосударственного права. Преступления и наказания. Салическая правда была прежде всего сводом уголовных наказаний. Наказание по варварскому праву преследовало двоякую цель, что соответствовало двойному характеру предписаний и запрещений уголовного характера в законах: оно должно было искупить вину преступника в удовлетворение сородичей потерпевшего, также оно должно охранить соблюдение «королевского мира», т. е. установленного и признанного властью общественного порядка. Поэтому главенствующим видом наказания становился выкуп (определенный как судебный штраф). Выкуп за убийство носил название вергельд. Виды преступлений: 1) Государственные – злоупотребление государственной должностью (смертная казнь только за это преступление) 2) против личности - членовредительство, избиение, оскорбление(штраф) 3) Имущественные - кружа, разбой, грабеж, поджог, конокрадство, вторжение в чужое имущество (штраф) 4) против нравов – изнасилование, прелюбодеяние, сожительство с рабыней (штраф), вступление в явный брак с рабом или рабыней влекло потерю свободы. 5) против правосудия: незаслуженное обвинение перед королевским судом, неявка по вызову истца, лжесвидетельство. Судебный процесс. Процесс по всем делам был исковым, возбуждение жалобы или обвинения было частной инициативой общинника. Вызов в суд происходил при свидетелях. За отказ от явки угрожал штраф. Явка в суд истца и ответчика, обвинителя и обвиняемого должна была быть личной, суть жалобы или обвинения формулировал сам истец. После возражений ответчика собственно вершился суд. Суд шел в две условные стадии: вначале рахинбурги провозглашали обычаи (право) к делу, потом выносили суждение (приговор или решение). На суждение можно было возражать, но тотчас, «не переминая ноги». Собрание народа подтверждало криком суждение. Предполагалось, что это должно быть единогласно, но, разумеется, недовольное меньшинство заставляли умолкнуть. Исполнение судебного решения было делом истца. В случае отказа виноватого добровольно исполнить постановленное судом, можно было обратиться к помощи короля. Крайним средством принуждения было лишение виноватого «королевского покровительства». Решения по имущественным делам (изъятие вещи и т. п.) исполнялись графами, которые также несли личную ответственность за справедливость исполнения. Наличие или отсутствие реальных доказательств существенно влияло на ход разбирательства. Были безусловные доказательства, которые не подлежали оспариванию (поличное или королевская грамота при земельных спорах). Были условно-объективные доказательства: жребий или присяга (соприсяжничество). В делах против несвободных или рабов доказательства исчерпывались показаниями под допросом (пыткой). Одним из распространеннейших доказательств был Божий суд – главным образом в виде ордалии. Важное место занимали свидетельские показания.


 

14.

бразование Византии, ее общественный и государственный строй. В 330 г. император Константин I перенес столицу Римской империи в город Византий, Новую столицу назвали Константинополем. Исключительно удачный выбор места для новой столицы в перекрестье торговых путей между странами Востока и Запада, юга и севера, а также в центре интенсивного культурного обмена, обусловил ее быстрое превращение в крупнейший город Европы. Выделение восточных провинций в особую государственно-политическую систему было завершено официальным разделом Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную. В состав Восточно-Римской империи вошли: Балканский полуостров, Малая Азия, Северная Месопотамия, часть Армении и грузинских земель, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика, Кипр, Крит, Родос и другие острова Восточного Средиземноморья, а также южное побережье Крыма. После падения Западной Римской империи в 476 г. Восточная осталась единственным продолжением некогда единой империи. В долинах рек, на равнинах было широко распространено хлебопашество, На Балканах и плоскогорьях Малой Азии преобладало скотоводство. Большая численность городов: Константинополь и Фессалоника, Коринф и Фивы, Смирна и Эфес, Никея и Никомидия, Дамаск и Бейрут, Антиохия и Александрия. Которые были средоточием ремесла и торговли, экон политич центрами. Особенности социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Византии позволяют выделить в ее истории несколько периодов: ранний (IV — первая половина VII в.),средний (вторая половина VII—XII в.) и поздний (XIII -середина XV в.).. В истории ранней Византии выделяют внутренний рубеж - конец VI в. Распространено свободное крестьянское землевладение, Деревня представляла собой соседскую общину (митрокомию). Частная собственность крестьянина на пахотную землю и приусадебный участок сочеталась с общинной собственностью на неподеленную сельскую округу. Общинники были здесь теснее связаны производственными и социальными связями. Община в Византии была податной. Общинники были связаны круговой порукой. Более многочисленным был в Византии и слой свободных колонов, обладавших владельческими правами на свои участки. Они приближались по статусу к наследственным арендаторам-эмфитевтам, которых эдиктом Анастасия I (491-518) запрещалось сгонять с земли после того, как семья непрерывно арендовала ее в течение 30 лет. Главной производственной организацией в городе была небольшая ремесленная мастерская (эргастирий), нередко совмещенная с лавкой, в которой ее хозяин продавал изделия, изготовленные им самим, своим собственным инструментом, с помощью двух-трех наемных работников или рабов. Верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная) принадлежала императору. Сложился союз государственной власти с христианской церковью: Император признавался единственным законным повелителем всей ойкумены Административный аппарат империи был чрезвычайно громоздким. В его организации господствовал принцип разделения гражданской и военной властей Центральное управление концентрировалось в его дворце и было специализировано по ведомствам-канцеляриям. Как правило, высокую должность мог занять лишь человек, имевший определенный титул Территория империи делилась на административные области — провинции. Гражданским управлением ведали назначаемые императором наместники со своим штатом чиновников, военной властью обладали военачальники. С середины IV в. христианство было официальной религией, обязательной для всех полноправных подданных Римской империи. Начавшееся еще значительно раньше формирование на всей территории империи церковных диоцезов (епископий и митрополий) окончательно оформилось при поддержке государства. Уже в IV в. обнаружились заметные различия между восточной и западной церквами и в вопросах догматики, и в организации управления, и в церковной обрядности. Церкви и монастырям высшая власть раздавала привилегии в первую очередь. Их освобождали от многих налогов и ото всех отработочных повинностей. Церковные иерархи имели право суда над подвластными им церковнослужителями, а игумены — над монахами в монастырях.


 

 

15.

Арабский Халифат, его возникновение и развитие. Арабские племена кочевников и земледельцев населяли территорию Аравийского полуострова с глубокой древности. На основе земледельческих цивилизаций на юге Аравии уже в I тыс. до н. э. возникли ранние государства, сходные с древневосточными монархиями: Сабейское царство (VII-II вв. до н. э.), Набатия (VI–I вв.). В крупных торговых городах формировалось городское самоуправление по типу малоазиатского полиса. Одно из последних ранних южноарабских государств – Химьяритское царство – пало под ударами Эфиопии, а затем иранских правителей в начале VI в. К VI–VII вв. основная масса арабских племен находилась на стадии надобщинной администрации. Кочевники, торговцы, земледельцы оазисов (главным образом вокруг святилищ) объединялись посемейно в большие кланы, кланы – в племена. Главой такого племени считался старейшина – сеид (шейх). Он был и верховным судьей, и военным вождем, и общим руководителем собрания кланов. Существовало и собрание старейший – меджлис. Арабские племена расселялись и за пределами Аравии – в Сирии, Месопотамии, на границах Византии, образуя временные племенные союзы. Объединению арабских племен в наднациональную общность и ускорению образования раннего государства способствовало возникновение новой монотеистической религии – ислама. Ее основателем стал сын торговца из г. Мекки Мухаммад (570-632). Объединив вначале племена двух соперничавших городов – Мекки и Ясриба (Медины) – под своей властью, Мухаммад повел борьбу за сплочение всех арабов в новую полугосударственную-полурелигиозную общину (умму). Это привлекло в сторонники новой религии и новой организации широкие социальные слои, недовольные доминированием племенной аристократии. В начале 630-х гг. значительная часть Аравийского полуострова признала власть и авторитет Мухаммада. Под его началом сложилось своеобразное протогосударство с духовной и политической одновременно властью пророка, опиравшегося на военные и административные полномочия новых сторонников–мухаджиров. После смерти Мухаммада объединение арабских племен продолжилось. Власть в союзе племен была передана духовному наследнику пророка – халифу. Внутренние противоборства были подавлены. В правление первых четырех халифов («праведных») арабское протогосударство, опираясь на всеобщее вооружение кочевников, стало быстро расширяться за счет соседних государств. Завоевания были продолжены в период правления халифов из рода Омейядов (661-750). В это время арабы подчинили себе Сирию, Иран, Северную Африку, Египет, Среднюю Азию, Закавказье, Афганистан, многие владения Византийской империи, Испанию и даже острова в Средиземном море. Сложилась наднациональная империя, основой единства которой стали ислам и новая военная и налоговая система. Государственность раннего халифата была развита слабо, система администрации была перенята из завоеванных Ирана и Византии. Большая часть земель была объявлена собственностью государства, и на этой основе (по византийскому образцу) стада формироваться система полуфеодальных пожалований под условием военной службы. Основой собственной налоговой системы стало привилегированное обложение правоверных мусульман и отягощение иноверцев. В начале VIII в. государственность стала приобретать более оформленный вид: началась чеканка собственной монеты, арабский язык стал общегосударственным. После внутренних смут правление в империи перешло к династии проиранских правителей – Аббасидов (750-1258). Столицей государства стал Багдад. В государстве упрочились своеобразные отношения государственного служилого феодализма. Обособилась собственность мусульманских религиозных учреждений (вакф). В IX в. завершилось формирование централизованной общегосударственной администрации. Несмотря на прекращение завоеваний, период IX-X вв. стал временем своеобразного мусульманского ренессанса, расцвета культуры, богословия, юриспруденции. К концу IX в. обозначились центробежные тенденции в обширной империи. Они опирались на феодальные стремления отдельных правителей, особенно тех, кто утвердил свою власть на местах без ее признания халифами. В сер. Х в. окрепшие правители Ирана захватили власть в центральных областях империи, оставив халифам номинальную духовную власть. Лишение халифов политической власти вызвало закономерный процесс распада обширного государства, не обладавшего никакой внутренней прочностью и единством. В XI в. в Иране и Малой Азии возникли самостоятельные султанаты, номинально признававшие сюзеренитет халифов. В XIII в. в Средней Азии сложилось обширное государство мусульманских правителей – хорезмшахов, объединившее большую часть прежних владений халифата. Еще ранее в самостоятельные государства обособились Кордовский халифат в Испании, султанаты Северной Африки. Окончательный разгром азиатских владений бывшей арабской империи произошел в ходе монгольского завоевания.Багдадский халифат был упразднен. Династия и власть арабских халифов несколько веков еще сохранялись в государстве мамлюкских правителей в Египте, ставшем временно священным центром мусульман, пока в XVI в. он не попал под власть новой мощной образующейся на Ближнем Востоке политической силы – Османской империи .


 

 

16.

Шариат – система мусульманского права, его общая характеристика, источники. Шариат (мусульманское право) органически связан с исламом, его учением. Согласно юридической энциклопедии "Шариат - свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (мусульманских священных преданий), содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Другими словами, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение. Шариат развивался как строго конфессиональное право. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность. Вместе с представлением о едином боге - Аллахе - утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный порядок. мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиальныЙ принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать шариат, сохранить верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права. Источники мусульманского права. Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. «ал-куран» – «чтение вслух», «назидание») – священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммадом между 610 и 632 г.г. Исследователи находят в Коране пложения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии. Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656г.г.).Коран состоит из 14 глав (сур). Сунна. («священное предание»), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммада. В хадисах также можно встьретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны. .). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д.

Основные черты права Халифата. С возникновением Халифата возникло и его право — шариат («надлежащий путь»). Право выступало как часть религии. Основные источники права: Коран — главная священная книга ислама, для которой характеры религиозно-моральные установки. Сунна — сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда. Иджма — решения авторитетных мусульманских правоведов. Фетва — письменные заключения религиозных авторитетов. Мусульманское право различает для мусульманина следующие действия:
1) строго обязательные, 2) желательные, 3) разрешаемые, 4) нежелательные, но не наказуемые. Поведение людей в конечном итоге определяется «божественным откровением», но в то же время это не исключает возможность человеку самому сделать выбор. Отсюда и деление преступлений:
1) против основ религии и государства;
2) преступления против отдельных лиц,
3) правонарушения, в том числе и преступления, за которые наказания строго не установлены и право их выбора принадлежит суду. Для первых групп преступлений наказания точно определены. За совершение умышленного убийства предусматривалось альтернативное наказание. За нанесение телесных повреждений, как правило, наказание назначалось по принципу талиона. Кража являлась тяжким преступлением, за совершение которой отсекалась рука. Употребление спиртного считалось преступлением. В праве Халифата урегулированы отношения собственности. Так, выделялись несколько правовых земельных статусов:
1. Хиджаз — земли, где, по преданию жил Мухаммед. С проживающих там мусульман взималась десятина.
2. Вакуф — земли, переданные мечетям на религиозные цели. Эти земли были неотчуждаемыми.
3. Мульк -- земли, обладатели которых отождествлялись с частными.
4. Икта — временные пожалования земли вместе с крестьянами на ней за службу.
Судопроизводство. Мухаммед и назначенные им управители территорий сами рассматривали судебные дела. Позже суд стали вершить знатоки шариата, которые составили группу профессиональных судей — кадиев. Кади решения выносил единолично и не был связан определенным порядком судопроизводства. Кади также осуществлял надзор : передачей наследства, установлением опеки и рассматривал многие другие дела.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты