КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образование государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.Население древнеримского государства-полиса составили две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, и их общественные антагонисты - плебеи. Первые были полноправными гражданами и потомками знатнейших римских родов, происхождение вторых не ясно и спорно. Несомненно только то, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Но плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Для исторического этапа перехода от царства к республиканскому правлению характерны были некоторые пережитки родоплеменной организации. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию (то же самое, что греки называли фратрией). Курии образовывали общее Народное собрание римской общины (куриатные комиции), решающее вопросы смертной казни, объявления войны. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - Сената. Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий царю. Были острые конфликты, касающиеся политических прав плебеев, что привело к коренным реформам. Самой первой среди них и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает рексу Сервию Туллию. Время ее осуществления - VI в. до н. э. Плебейский элемент был допущен в Народное собрание, сделался частью римского народа. Было произведено деление граждан на пять имущественных разрядов. К первому разряду были отнесены патриции и плебеи, имущество которых оценивалось 8 100 тыс. ассов (асе - мелкая римская монета); ко второму разряду - в 75 тыс. ассов, к третьему - в 50 тыс. ассов и т. д. В особый разряд были выделены так называемые всадники. Стоимость их имущества превышала 100 тыс. ассов (18 центурий). Каждый разряд выставлял определенное количество военных единиц - центурий (сотен): первый разряд - 80, второй, третий и четвертый - по 20, пятый - 30. Одну - единственную центурию составили граждане, которые не имели имущества. Их называли пролетариями (от римского «пролес» - «потомство»). В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям. Каждая из них имела один голос. Город был разбит на четыре территориальных округа - трибы. Каждая триба имела некоторые политические права и самоуправление. Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям. Спор между богатством и знатностью происхождения окончился в пользу богатства. Заслуживает упоминания так называемый Лициниев закон, который предоставил плебеям право на италийскую землю. Был установлен максимальный размер частного землевладения - 500 югеров (125 га). Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступление, а также вследствие ссылки или изгнания. Политическое полноправие не означало еще полноправия гражданского, т. е. права распоряжения имуществом. Римским гражданином становился и отпущенный на волю раб. Но он не мог замещать выборных должностей и вследствие питаемого к нему недоверия служить в армии. Голосовал он только в собрании своей трибы.
6. . Общественный и государственный строй Древнего Рима в период республики. В 509 году до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики - период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового положения отдельных групп населения. Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) некоторое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность на землю становилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собственность. Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен. К концу периода республики получает распространение и самопродажа в рабство. Рабы были государственные и частновладельческие. Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами - свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности. В частном праве она давала право вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях. Правовое положение лица изменялось с утратой того или иного статуса. Наибольшие изменения происходили с утратой статуса свободы (плен, обращение в рабство). Она означала потерю и статусов гражданства и семьи, т.е. полную потерю правоспособности. С утратой статуса гражданства (изгнание) терялась правоспособность гражданина, но сохранялась свобода. И наконец, утрата статуса семьи (в результате, например, усыновления главы семьи другим лицом) вела к потере только "собственного права". Магистратами в Риме называли различные должностные лица, (консулы, преторы, цензоры, эдилы и др.), имевшие определенный круг деятельности: командование войсками, управление провинцией, отправление правосудия и др. Эти лица обращались к народу на сходках с указом, в котором они знакомили с программой своей деятельности или помещали распоряжения, касающиеся отдельных лиц или случаев. Указы эти сначала сообщались в устной форме и назывались эдиктами,, а потом их стали писать на белой доске черными буквами с заглавными буквами красного цвета. Основными чиновными персонами в республике были: консулы, преторы,цензоры, эдилы и квесторы. Два консула возглавляли всю систему магистратуры и были поначалу наследниками царских полномочий и функций. Впоследствии их полномочия были сведены к военному командованию со всеми вытекающими отсюда полномочиями и заботами. Консулы имели право председательствовать в сенате, созывать и поочередно председательствовать в народных собраниях. По обычаю консулам доверялось представлять законопроекты центуриатным и трибутным собраниям. Оба консула имели равные властные полномочия и поэтому при обсуждении важных государственных дел часто советовались (консультировались) друг с другом. Преторы (впереди идущие) вначале были приближенными консулов. Со временем они стали заместителями консулов в делах по управлению внутренней городской общиной римлян (с названием "младший коллега консула"), однако с гораздо меньшими полномочиями. Из полномочий претора по поддержанию общественного порядка возникло и развилось его право на разрешение судебных споров. Цензор был облечен полномочиями по составлению так называемого ценза — списка населения с последующим распределением граждан по трибам, классам, центуриям, а также списка сенаторов. В процессе осуществления этих дел цензор имел возможность весьма значительного влияния на статус отдельных лиц. Цензоры избирались из числа бывших консулов, ставших сенаторами, и отличались общепризнанной достойной репутацией. Одна из забот цензора состояла в наблюдении за нравственным обликом не только магистратов или сенаторов, но и рядовых сограждан. В обязанности эдила входило исполнение функций по организации и контролю за общественным порядком — на улицах, рынках и т.д. Квестор первоначально проводил дознание по публичным деликтам, но впоследствии сосредоточился на заведовании казной и архивом. Народные трибуны как должность были учреждены для защиты интересов плебеев, и избирались они из среды только плебеев. Трибуны стали контролерами действий патрициев в сенате, а также магистратов на всех уровнях управления делами общины. Они обладали правом вето на любое решение сената или магистрата и даже на принятое судебное решение. Любой житель имел право обратиться к трибуну за помощью и защитой. Личность плебейского трибуна была священной и неприкосновенной.
7.
|