Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Классический тип храма дорического стиля. Храм Зевса в Олимпии. Скульптура храма. Композиционное решение фронтонов




храм Зевса —один из самых почитаемых храмов Древней Греции, первый подлинный образец дорического ордера[1]. Служил центром архитектурного ансамбля древней Олимпии и был посвящён верховному олимпийскому богу Зевсу.

Первый, наиболее ранний, храм, посвященный местным и пан-эллинским божествам, возведен на этом месте еще в конце микенского периода. Альтис - обнесенный стеной Священный лес, с алтарем Зевса и холмом Пелопса, были впервые построены в течение 10-9 веков до н. э[2], когда культ Зевса присоединился к уже распространенному здесь культу Геры (см. Храм Геры в Олимпии)[3].

Классический храм Зевса был заложен в 52 олимпиаду элейцом Либоном, но закончен только в период 85-86 олимпиад Фидием, т.е. между 472 и 456 до н. э

В 406 н. э император Феодосий II повелел разрушить все храмы и сооружения в Олимпии как свидетельство языческой традиции. Уничтожение уцелевших остатков храма довершили мощные землетрясения 522 и 551 гг[4]. Большинство сохранившихся до наших дней фрагментов храма хранятся в Археологическом музее Олимпии, несколько фрагментов фронтонов - в Лувре, Париж.

Храм Зевса представлял собой был типичный гипетральный храм (Ύπαιθρος; храм без крыши над средней частью, где стояла статуя божества), а именно дорический периптер[5] с 6-ю колоннами по ширине храма и 13-ю по его длине. Материалом для строительства послужил известняк-ракушечник с Пороса. Фундамент достигал высотой 22 м, в ширину - 27 м, в длину - 64 м. Фундамент, колонны и росписи этого храма были открыты и восстановлены в прежнем виде благодаря раскопкам, проведенным в 1875 году под руководством немецкого археолога Эрнста Курциуса.

Внутри храма стояла хрисоэлефантинная Статуя Зевса также работы Фидия - одно из Семи чудес античного мира. Массивный пьедестал статуи около 3,5 метров высотой украшали позолоченные фигуры, изображавшие олимпийских богов. На этом пьедестале, представлявшем подобие Олимпа, находился трон, сделанный из золота и драгоценных камней с множеством различных украшений из слоновой кости и черного дерева. Статуя Зевса была более 10 метров высотой, с выражением могущества и вместе с тем родительской нежности. В левой руке бог держал скипетр, увенчанный орлом, а на протянутой левой руке стояла богиня Ника из золота и слоновой кости. Как свидетельствует Павсаний[6], с первого взгляда казалось невероятным, что храм мог вместить эту статую.

Восточный фронтон храма украшала скульптурная группа мастера Пеония с Меиды, представлявшая приготовления к соревнованию на колесницах перед взором Зевса между Эномаем и Пелопсом, а западный фронтон - группа мастера Алкамена из Афин, представляющий сцену битвы лапифов с кентаврами. На метопах изображены 12 подвигов Геракла.

См. также: Статуя Зевса в Олимпии

Храм Зевса представлял собой типичный гипетральный храм (Ύπαιθρος; храм без крыши над средней частью, где стояла статуя божества), а именно дорический периптер[5] с 6-ю колоннами по ширине храма и 13-ю по его длине. Материалом для строительства послужил известняк-ракушечник с Пороса. Фундамент достигал высотой 22 м, в ширину - 27 м, в длину - 64 м. Фундамент, колонны и росписи этого храма были открыты и восстановлены в прежнем виде благодаря раскопкам, проведенным в 1875 году под руководством немецкого археолога Эрнста Курциуса.

Внутри храма стояла хрисоэлефантинная Статуя Зевса также работы Фидия - одно из Семи чудес античного мира. Массивный пьедестал статуи около 3,5 метров высотой украшали позолоченные фигуры, изображавшие олимпийских богов. На этом пьедестале, представлявшем подобие Олимпа, находился трон, сделанный из золота и драгоценных камней с множеством различных украшений из слоновой кости и черного дерева. Статуя Зевса была более 10 метров высотой, с выражением могущества и вместе с тем родительской нежности. В левой руке бог держал скипетр, увенчанный орлом, а на протянутой левой руке стояла богиня Ника из золота и слоновой кости. Как свидетельствует Павсаний[6], с первого взгляда казалось невероятным, что храм мог вместить эту статую.

Восточный фронтон храма украшала скульптурная группа мастера Пеония с Меиды, представлявшая приготовления к соревнованию на колесницах перед взором Зевса между Эномаем и Пелопсом, а западный фронтон - группа мастера Алкамена из Афин, представляющий сцену битвы лапифов с кентаврами. На метопах изображены 12 подвигов Геракла.

 

26.Ансамбль Акрополя в Афинах: Пропилеп, храм Ники Аптерос, Эрехтейон. Особенность планировки ансамбля.

Афи́нский акро́поль (греч. Ακρόπολη Αθηνών) — акрополь в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).

Первые укрепления на скалистом отроге площадью 300 м на 130 м, поднимающемся на окраине Афин, появились ещё задолго до наступления классического периода. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные предметы культа. Акрополь также называют «Кекропия» (Cecropia) или «Кекропс» (Kekrops) – в честь Кекропса, который по легенде был первым царем Афин и основателем Акрополя. [1]

В микенский период (XV—XIII вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В VII—VI вв. до н. э. в Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560—527 гг. до н. э.) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (то есть храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 году до н. э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.

В 447 году до н. э. по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо и явился автором проекта, лёгшего в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

В V веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в XV веке) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем — в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 году после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины — Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале XIX века английский лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду — из портика Эрехтейона.

В 1827 году во время обороны Акрополя греческими повстанцами от турецкого пушечного ядра сильно пострадал храм Эрехтейон. Предыдущие попытки турков взорвать Акрополь с помощью подкопов сорвал греческий сапёр Хормовитис, Костас, имя которого дано одной из центральных улиц .

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. XIX века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры сейчас заменены копиями.

 

 

Самой выдающейся достопримечательностью древнегреческой архитектуры эпохи высокой классики являются Пропилеи Афинского акрополя (437—432 до н. э, архитектор Мнесикл). В качестве материала был использован белый пентелийский мрамор и серый элевсинский мрамор. Строительствоначалось в эпоху Перикла и было приостановлено, когда сами Пропилеи не были завершены.

Афинские пропилеи состоят из центральной основной части и двух примыкающих крыльев — внешнего крыла на западе и восточного крыла. Основу центральной части составляют 6 дорических колонн, стилистически и по общему впечатлению перекликающиеся с колоннами Парфенона. Также центральная часть включает 5 ворот и Центральный коридор, который должен был стать для древних греков кульминацией на Священном пути от Элевсина к Афинскому Акрополю.

Храм Ники Аптерос (то есть бескрылой победы) — древнегреческий храм на афинском Акрополе, находящийся на юго-западе от Пропилей. Построен Калликратом в 427—421 годах до н. э. по проекту 450 года до н. э. Храм посвящён Афине-Нике (др.-греч. Αθηνᾶ Νίκη — Афина-Победительница). Постройка представляет собой амфипростиль с двумя ионическими портиками по четыре колонны. Стилобат имеет три ступени. На непрерывном ионическом фризе изображались эпизоды Греко-персидских войн и боги — Афина, Посейдон и Зевс. Храм выполнен из мрамора. Внутри стояла статуя Афины, держащая в одной руке шлем, в другой — гранат — символ победоносного мира.

Эрехтейон (др.-греч. Ἐρέχθειον — храм Эрехтея) — выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421—406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Архитектор не известен. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею

 

27.Парфенон - классический образец древнегреческого храма. Архитектурные пропорции Парфенона: план (периптер), соотношение колонн, сочетание дорического и ионического ордеров в одном здании.

Парфено́н(др.-греч. Παρθενών — дева; чистый) — памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице (Ἀθηνᾶ Παρθένος). Построен в 447—438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438—431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы.

Парфенон представляет собой дорический периптер с элементами ионического ордера. Он стоит на стилобате (69,5 м в длину и 30,9 м в ширину) — трёх мраморных ступенях, общая высота которых составляет около 1,5 метров, и был покрыт черепичной кровлей. Со стороны главного (западного) фасада прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Храм имеет по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам (учитывая угловые). Это одна из ионических черт Парфенона: для дорического периптера обычным было отношение 6 на 13. Высота колонн равна 10,4 м, они составлены из 10-12 барабанов. Диаметр их основания — 1,9 м, у угловых колонн — 1,95 м. Кверху диаметр сужается. На каждой колонне выточено по двадцать каннелюр.

Внутреннее помещение (59 м в длину и 21,7 м в ширину) имеет ещё две ступени (общая высота 0,7 м) и является амфипростилем. На фасадах имеются портики с колоннами, которые чуть ниже колонн перистиля. Восточный портик был пронаосом, западный — постикумом.

Целла, располагавшаяся с востока, имела длину в 29,9 м (ширина 19,2 м), что составляло 100 греческих футов. Поэтому её часто называли гекатомпедон (стофутный храм). Два ряда дорических колонн (по 9 в каждом) заканчивались у стены поперечным рядом с тремя дополнительными колоннами и образовывали три нефа, средний из которых был значительно шире двух других. Считается, что на архитраве первого яруса колонн стоял второй, поддерживавший перекрытия. В центральном нефе стояла статуя Афины Парфенос работы Фидия. Над статуей был устроен гипефр.

В опистодоме (19,2 м в длину и 13,9 м в ширину), называвшимся Парфеноном (затем это название распространилось на весь храм), стояли четыре высоких колонны, скорее всего, ионических. Две небольших двери вели отсюда в боковые нефы целлы. Изначально здесь хранились дары богине. В 464 году до н. э. сюда была перевезена казна Делосского союза. Долгое время в опистодоме располагался также государственный архив.

 

28. Гипподам Милетский. Первые планировки города в Древней Греции

Гипподам Милетский (498 год до н. э. — ок.408 года до н. э.) — древнегреческий архитектор-градостроитель, метеоролог, философ. Родился в семье милетца Еврифонта, впоследствии жил в Фуриях и в Пирее, куда приехал по приглашению Перикла. Известность архитектору принесло создание градостроительной системы, использующейся по сей день.

Гипподам лично разработал планировку Фурий и Пирея, а также, предположительно, Родоса. Очевидно, он принимал участие и в восстановлении Милета после персидского нашествия, так как в некоторых районах обнаружена регулярная планировка.

Фурии, первая работа Гипподама в качестве мэтра, по свидетельству Диодора, были небольшим городом. Однако здесь Гипподам продемонстрировал полностью самостоятельное решение, разделив поселение продольными и поперечными улицами на 12 кварталов, что обеспечивало комфорт жителей.

Гораздо сложнее было застроить Пирей, находящийся на возвышенном морском берегу. Гипподаму пришлось разделить город на четыре зоны: портовую, административную, частную и военную, в каждой применив регулярную планировку. В благодарность одна из площадей города была названа в честь Гипподама.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты