Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Конструкция




Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день.

В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.

Рельеф

Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками (101—102 и 105—106 годов). Секции, посвящённые войнам, разделены изображением фигуры крылатой Победы, пишущей на щите, окружённом трофеями, имя победителя. Изображаются в основном действия римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Всего на колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз. Помимо Победы в рельефе присутствуют и иные аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь — женщина с закрытым покрывалом лицом, и др.

Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов — как римлян, так и даков того времени. Перспективой же скульпторы сознательно пожертвовали для достижения большей информативности. Детали пейзажа, крепостные стены даны вне масштаба. Близкие и дальние человеческие фигуры имеют одинаковую четкость и размеры и расположены одна над другой.

 

49. Создание нового типа храма Пантеон.

Пантеон — храм во имя всех богов, возведенный Адрианом, а быть может, и по его проекту — и поныне остается одним из величайших памятников Древнего Рима. Судя по датам, выбитым на кирпичах кладки, он был построен между 118 и 128 гг. на месте более раннего храма, возведенного в 27 г. до н.э. Марком Агриппой, советником и зятем Августа. Однако Пантеон Адриана был затеян с более амбициозными намерениями. Во всяком случае, храм Агриппы свободно уместился бы внутри этого нового сооружения — мощной ротонды с шарообразным куполом и с величественным фронтоном над входом.

 

— ныне часть из них находится под землей, почти заслонял остальную часть Пантеона. Шестнадцать коринфских колонн портика, поставленные в три ряда, поражают величиной: каждый гранитный ствол достигает 12,5 м в высоту, около 1,5 м в поперечнике и весит почти 60 тонн. Но если фасад храма впечатляет, то сочетание традиционного прямоугольного портика с увенчанным куполом цилиндром удивляет некоторых своей несообразностью. Истинное величие храма — в ином, ибо Пантеон требует изучения не только снаружи, но и изнутри.

 

За бронзовой дверью, возвышающейся над порогом африканского зеленого мрамора, раскинулось огромное внутреннее пространство ротонды, диаметр которой равен ее высоте. Сооружение, поддерживаемое паутиной арок, встроенных в стены и принимающих на себя тяжесть, покоится на бетонном фундаменте в форме кольца шириной в 7,3 м и глубиной в 4,5 м. Из фундамента поднимается восемь спицеобразных столбов, окружающих вход в храм и семь больших ниш.

 

Однако вершиной величия Пантеона является его огромный купол, смело летящий ввысь к круглому окну-глазу (oculus), открывающемуся в центре пролета. Внутренняя бетонная поверхность купола выложена 140 кессонами: пять горизонтальных рядов с 28 кессонами в каждом, причем, чем ближе к вершине, тем меньше углубления. Некогда их украшали бронзовые позолоченные розетки. Однако назначение этих панелей не было чисто декоративным, поскольку они в немалой степени уменьшали вес крыши. Тяжесть свода была учтена и при выборе строительных материалов, и при определении их количества. По мере того как купол выгибается к вершине, его бетонная масса (подсчитано, что она составляет 5000 тонн) постепенно уменьшается: если в основании слой бетона достигает 6 м, то у круглого окна его толщина составляет всего 1,5 м. Если нижние части свода состоят из бетона с содержанием кирпича и камня, то в верхнем ярусе для облегчения веса в бетон добавлена вулканическая пемза.

 

В одной средневековой легенде рассказывалось, что этот гигантский купол был построен на огромной куче мусора, нагроможденной внутри барабана. А чтобы эту кучу быстро разгребли, когда купол будет завершен, Адриан будто бы велел разбросать под ней куски золота. Та строительная техника, которая применялась в действительности, отличалась не меньшей хитроумностью: вокруг деревянных кессонных форм постепенно заливались слои бетона.

 

Через широкий круглый проем в вершине купола солнечный свет льется в помещение, не имеющее других окон, создавая мягкое естественное освещение интерьера. Тем же путем проникает сюда и дождь, но мраморный пол чуть заметно приподнят в середине, так что вода быстро скатывается к сточным желобам вдоль стен.

 

Пантеон, ставший настоящим шедевром архитектуры, много раз копировали, но никто не сумел превзойти Адриана. И хотя с тех пор храм неоднократно подвергался переделкам, а крыша его давно лишилась своих бронзовых черепиц, он до сих пор сохранил свое величие. В 609 г. император Фока передал здание папе Бонифацию IV, а тот приспособил языческий храм под церковь (Санта-Мария дель Мартири). С годами к портику были пристроены разные башенки. Но простота и лаконичная соразмерность огромного храма с куполом не нуждалась в улучшениях, и в конце концов поздние пристройки убрали.

 

Сегодня Пантеон является и национальной культурной святыней, и церковью одновременно. Кроме того, здесь находятся гробницы двух итальянских королей и одного титана Возрождения — Рафаэля. При этом Пантеон остается в значительной мере таким, каким он был при Адриане, являя совершеннейший образец античного зодчества.

 

Яркий луч солнца, пробивающийся через проем в потолке, заливает светом внутреннее пространство Пантеона, не имеющего других источников освещения. Этот проем круглой формы, вне всякого сомнения, символизировал всевидящее небесное око. А само сооружение служит зримым воплощением мира, в котором жил Адриан и который был пронизан идеальными представлениями и символами — земля, небо, мироздание, империя, а все боги греко-римского пантеона благосклонно взирали на Рим.

 

Мощный кессонный свод Пантеона величественно поднимается к круглому световому проему — потолочному отверстию 9 м в поперечнике, которое смотрит прямо в небо. Храм, заключающий в своей форме совершенную сферу диаметром 43 м, некогда обладал самым большим сводом в античном мире.

 

50. Аппиева дорога и связанные с ней сооружения

Аппиева дорога

 

Самой знаменитой и самой значимой общественной дорогой, проложенной в Римской республике, бесспорно, считается Аппиева. Эта дорога протянулась от Рима до Капуи, а затем до Брундизия (современный. Бриндизи), её строительство проходило с конца 4 по первую половину 2 века до нашей эры. Аппиева дорога связала Рим с Южной Италией, а через порт Брундизий – с Грецией, Малой Азией и Северной Африкой.

 

Строительство дороги связано с именем древнеримского цензора (государственная должность) Аппия Клавдия Цека (340 – 273 гг. до н. э.). Дорога из Рима в Капую существовала и до Аппия Клавдия, однако именно он дал указание «выпрямить» и вымостить этот путь. Это произошло в 312 году до нашей эры. Древнеримский историк Тит Ливий так сообщает об этом событии: «На этот год приходится и знаменитое цензорство Аппия Клавдия и Гая Плавтия, но Аппиеву имени в памяти потомков досталась более счастливая судьба, потому что он проложил дорогу и провел в город воду; совершил он все это один, так как товарищ его, устыдясь беззастенчивой недобросовестности, с какой были составлены сенаторские списки, сложил с себя должность». Диодор Сицилийский писал, что Аппий Клавдий велел срывать холмы и засыпать овраги и впадины, на строительство дороги была растрачена почти вся государственная казна. Одной из причин строительства Аппиевой дороги была военная необходимость: в это время шла война римлян против самнитов (326 – 304 гг. до н. э.), и легионерам была необходима магистраль. Дорога имела большое значение как торговая артерия.

 

В 3 веке до нашей эры был проложен участок дороги от Капуи до Беневента. В первой половине 2 века до нашей эры Аппиева дорога «добралась» до Брундизия, где для обозначения конца пути римляне воздвигли две мраморные колонны. Одна из них стоит до сих пор, являясь одной из важнейших достопримечательностей города, другая обрушилась в 1589 году, и была подарена в 1666 году городу Лечче (юг Апулии). Его жители поставили эту колонну в память об окончании эпидемии чумы.

 

Вскоре после возведения Аппиевой дороги римляне стали воздвигать вдоль неё богатые гробницы. По античным римским законам запрещалось хоронить мертвецов в черте города. Среди знатных и состоятельных римлян место около дороги считалось престижным для захоронения. Вдоль Аппиевой дороги возводились различные погребальные сооружения: колумбарии с урнами, гробницы, катакомбы и мавзолеи. Одним из наиболее значительных погребальных сооружений близ Рима является мавзолей Цецилии Метеллы, построенный в 50 году до н. э. на третьем километре Аппиевой дороги. В Средние века он использовался в качестве фортификационного сооружения. Вблизи Аппиевой дороги также строились загородные виллы римских аристократов, например вилла философа Сенеки, императора Максенция. После подавления восстания Спартака в 71 году до н. э. шесть тысяч пленённых гладиаторов были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги на участке от Рима до Капуи, где началось восстание.

 

Аппиева дорога утратила своё значение после распада Западно-Римской империи и изгнания лангобардами византийцев из Италии (5 – 6 века н. э.). В эпоху Средневековья античные постройки разбирались на строительный материал. Папа Пий VI (1775 – 1799) повелел построить новую дорогу параллельно Аппиевой. В это же время здесь начались археологические работы. В наши дни участок Аппиевой дороги близ Рима является туристической достопримечательностью, а одна из улиц Вечного города, заасфальтированная поверх знаменитой дороги, носит имя знаменитого древнеримского цензора.

 

 

51.Августовский портрет периода империи. Обожествление в искусстве Августа. Портретные статуи Августа, Ливии, Гая Цезаря, Агриппы, Тиберия.

Фрагмент статуи Августа в образе верховного понтифика.

 

Конец I в. до н. э. — начало I в. н. э. Обнаружен в Риме (?). Мрамор. Высота 90 см. Приобретен в 1861 г., ранее находился в коллекции Кампаны (MA 1276 — INV. CP. 6426; MNE 830). Реставратор: Г. Девос (C. Devos), 2005 г.

 

 

Этот портрет императора Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) является фрагментом статуи в полный рост, которая была переделана в бюст и затем установлена на архитектурный элемент, полученный из другого источника. Подбородок, нос и изгиб правой брови являются реставрациями середины XIX века, также как и макушка головы и некоторые складки на тоге. Император изображен с покрытой головой, как жрец, или, точнее, как pontifex maximus (верховный понтифик), титул, который он получил после смерти Лепида в 12 г. до н. э. Фрагментарная статуя из Лувра относится к тому же типу, что и статуя в полный рост с Лабиканской дороги, изготовленная после 12 г. до н. э., вероятно, в конце правления императора, основанная на изображении тоги с sinus и umbo. Однако портрет из Лувра отличает от портрета того типа другая прическа — раздвоенная прядь над левым глазом и три больших локона, зачесанных налево. Эти признаки прически можно сравнить с прической, характерной для типа Форбс (кат. № 2), который считается созданным в начале нашей эры, но больше вероятно — в 27 г. до н. э., исходя из сравнения с типом из Примы Порты. На бюсте из Лувра заметны признаки пожилого возраста. Эту статую, таким образом, следует датировать самым концом правления императора. Она выражает одну из главных доблестей, подчеркиваемых Августом в императорской пропаганде: pietas augusta.

Портреты Ливии, жены Августа, сохранили портретные черты этой властной и энергичной императрицы. На портрете из Помпеи, где Ливия изображена еще совсем юной, и на портрете Копенгагенского музея, где она показана уже немолодой, видно, как художники, создатели этих портретов, подражают классическому образцу и в простоте прически, и в трактовке лица гладкими, переходящими одна в другую плоскостями. Таков и эрмитажный портрет.

Широко известна статуя Августа из Прима Порта (Рим, Ватикан). Император предстает в спокойной величественной позе, в панцире военачальника, с жезлом, приподнятой рукой приветствующим свои легионы. Статуя выполнена из итальянского каррарского мрамора, была раскрашена. Подпорка у ног сделана в виде дельфина с сидящим на ней Амуром. Амуру приданы портретные черты внука Августа – Гая Цезаря. На панцире императора изображены боги неба и земли, аллегорические фигуры, олицетворявшие покоренные провинции Галлии и Испании, и фигура парфинянина, возвращающего богу Марсу римское знамя, отнятое у римского войска еще до правления Августа. Август, хотя и показан в парадном вооружении, изображен босым, как греческий бог и герой. И не только в этой детали выразилось подражание греческим произведениям искусства, но главное – в идеализации образа. Не смотря на это портретные черты Августа выступают достаточно ясно. Общее настроение уравновешенности, величавого спокойствия, которым проникнуто это произведение, характеризует официальный римский стиль» .

 

52.Флавиевский, антониновский портрет периода империи.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты