Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Музыка Древней Греции




Музыка древних греков дошла до нас в немногих образцах. Более многочисленные сведения сохранились о греческой музыкальной теории и музыкальной эстетике. О древнегреческой музыке рассказывают мифы (об Аполлоне, Орфее и др.), литература. В центре музыкально-эстетических воззрений греков – понятие об этосе. Этос – в древнегреческой музыкальной эстетике понятие о морально-воспитательной и общественно-организующей функции музыки. Греки устанавливали непосредственную связь между музыкальными образами и душевными состояниями и, исходя из этого, определяли выбор тех или иных музыкальных ладов, ритмов, музыкальных инструментов и т.п. Среди теоретиков были различные направления - каноники и гармоники, соответственно, последователи музыкально-теоретического учения и, т.е.математического (теория Пифагора) или слухового (теория Аристоксена) восприятия музыки.

Терминология, установленная в Древней Греции, - «музыка», «мелодия», «ритм», «гамма» и т. д. – до сих пор употребляется в музыкальной практике. Греки разработали учение о мелодии (мелопея, буквально – песнетворчество, в современном музыкознании соответствует термину «мелодика»), ритме, ладах. Основа древнегреческих ладов – тетрахорд, четырехступенный звукоряд (в пределах кварты). Помимо диатоники, греки знали хроматизм, энгармонизм. Лад, попевки, ритмы и т. п. объединялись понятием «ном» (в переводе с греческого буквально «закон» - в древнегреческой музыке напев, служащий прообразом для других мелодий). Метроритмическое строение музыки в большей мере зависело от стихосложения, основанного на различном соотношении кратких и долгих слогов (трохей, ямб, дактиль, анапест и т. д.). Звуки обозначались греческими и финикийскими буквами.

Первоначально в значительной степени связанная с культом (дифирамбы в честь Диониса, пеаны, посвященные Аполлону), Древнегреческая музыка постепенно приобрела самостоятельное значение. Вся поэтическая лирика греков пелась (хоровой унисон и сольное исполнение). В трагедиях и комедиях греков звучала музыка (хор, хоровой танец, позднее вокальное соло и дуэт). Греческие поэты и драматурги были и певцами, музыкантами, композиторами (Алкей, Анакреонт, Арион, Пиндар, Сапфо, Тиртей, Эсхил, Софокл, Еврипид и др.). Певцами были и исполнители эпических песен (аэды, рапсоды). Древнегреческая лира – эмблема музыки.

Музыка занимала большое место в общественной жизни греков. Обучение музыке вошло в систему воспитания детей, пение и игра на инструментах стали составной частью гимнастических и художественных (т. н. мусических) состязаний. Около 6-5 вв. до н. э. начала развиваться инструментальная музыка. Известны имена древнегреческих музыкантов: Терпандр, Сакад из Аргоса, Тимофей из Милета и др. Существовали союзы певцов и танцоров. В эллинистический период получили распространение оркестры.

 

36. Театр Древней Греции

Постепенно растущая популярность театральных постановок привела к тому, что они не только заняли доминирующее место в религиозных и общественных празднествах, но и отделились постепенно от религиозных церемоний, стали самостоятельным видом искусства и одним из самых страстных увлечений древних греков.

Правда, в отличие от современных театралов, им было сложнее всецело отдаваться любимому занятию – в античном театре каждая пьеса ставилась на сцене – за редким исключением – только один раз. А сами театральные фестивали стали проходить всего три раза в год – во время праздников в честь Диониса, бога вина и покровителя театрального искусства. Но во время фестиваля наслаждаться можно было, в прямом смысле, целый день – несколько дней подряд представления давались с раннего утра и до позднего вечера.

К празднеству относились очень серьезно – драматурги готовили свои новые произведения, специальное жюри оценивало спектакли и выбирало лучшую драму, а после фестиваля имена авторов, названия пьес и занятые ими места выбивались на мраморных досках.

Пожалуй, наиболее полно нам известны подробности театральной жизни Афин. У подножия Акрополя, с южной его стороны, находился центр поклонения Дионису. Здесь сохранились остатки большого жертвенника, два храма, построенных в 5–6 в. до н.э. и посвященных Дионису, и, конечно же, театр (4 в. до н.э.). Именно на его сцене впервые были показаны трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана и других знаменитых афинских авторов.

По своему устройству, как и любой другой античный театр, он напоминает открытый стадион – зрительские ряды полукружиями поднимаются вверх по склонам от орхестры — площадки, где происходило действие. На передней стороне сцены хорошо сохранились скульптурные изображения различных событий из жизни Диониса. Театр был рассчитаны практически на все население города и вмещал до 17 тысяч зрителей.

Театральная постановка в Древней Греции существенно отличалась от современного спектакля: в действии участвовало всего несколько актеров (а на первых порах – и вовсе один человек в сопровождении хора), да и их возможности были сильно ограничены – лица актеров закрывались масками, соответствующими тому или иному персонажу, и весь набор выразительных средств сокращался до голоса и пластики.

Недалеко от театра Диониса находится Одеон Ирода Аттику, построенный в 161 г. до н.э. для представления музыкальных концертов и драм. Сегодня он отреставрирован и летом, в период Афинского фестиваля, в нем проходят постановки древнегреческих драм, как и две тысячи лет назад. Театр вмещает до 5000 зрителей.

У его восточной стороны начинается колоннада Эвмениды длиной 163 м. Она была построена во 2 в. до н.э. большим ценителем искусства царем Пергамы Эвмениосом и служила убежищем для зрителей на случай плохой погоды.

Колоннада была двухэтажной и протягивалась до расположенного неподалеку Одеона Перикла – квадратного зала для музыкальных представлений.

В V в. до н.э. празднества в честь главного божества – покровителя города стали рассматриваться скорее как демонстрация силы и богатства полиса, чем как религиозное действие – во время их проведения все большее внимание уделяется театральным представлениям и гимнастическим состязаниям.

Такими празднествами стали Панафинеи в Афинах в честь богини-покровительницы города Афины, Дионисии - в честь бога виноградарства и вина Диониса, Олимпийские празднества в честь верховного божества Зевса, Пифийские празднества в Дельфах в честь Аполлона, Истмийские - в честь морского бога Посейдона.

Самые знаменитые из них - Олимпийские игры, состязание атлетов в которых первоначально было лишь традиционной частью культа в честь Зевса. Верховный бог неба, грома и молнии очень почитался в Афинах – именно ему посвящен самый большой по своим размерам храм Древней Греции, расположенный юго-западнее Акрополя.

Возведение величественного сооружения началось в 530 г. до н.э., а закончилось только во II в. до н.э. В наши дни храм Олимпийского Зевса обычно называют просто "Колоннами" - от всего здания со 104 колоннами на сегодня сохранились только 16, одна из которых в упавшем положении.

Уже с VI в. до н.э. религиозные церемонии в честь божества стали восприниматься только как своего рода вступление к главному действию - к спортивным состязаниям. При этом даже театральные постановки были отодвинуты на второй план.

Место спортивных состязаний в жизни греков можно проиллюстрировать следующим интересным примером: к западу от Акрополя, на невысоком Рыночном холме, расположен самый сохранившийся древнегреческий храм постройки 450-440 гг. до н.э. (Согласно одной версии – он посвящен богу огня и кузнечного ремесла Гефесту и Афине-Труженице. По второй версии - храм был посвящен героическому царю Тесею и другое его название – Тесейон.) Главным же украшением храма являются метопы с изображением спортивного состязания Тесея и Геракла.

Как театры и одеоны, так и стадионы древние греки строили на склонах холмов или гор, расположенных вблизи городов. Именно так построен и стадион Панафинаикос, возведенный во времена архонта и ритора Ликургоса в 330 году до н.э. Первоначально все сооружение было деревянным. Во времена Римской империи, примерно в 140 году до н.э., стадион был отстроен заново из пентельского мрамора великим благотворителем Афин Иродом Аттику. Позднее стадион был разрушен, а его мраморная отделка похищена и превращена в известь.

В 1894 году другой национальный благотворитель Георгий Авероф полностью восстановил мраморную отделку стадиона. Беговая дорожка стадиона имеет длину 204 метра и ширину 33,36 метра. Именно здесь были проведены первые Олимпийские игры в 1896 году, которые были организованны французским общественным деятелем бароном Кубертеном. Стадион, которому больше двух тысяч лет, легко вмещает 60.000 человек.

 

 

37.Мифология и погребальные обряды этруссков.

И по сей день этруски для нас загадка. Прежде всего, существует проблема их происхождения. Были ли они, как считал Геродот [Геродот, История, 1 94], жителями Лидии, которые вследствие угрозы голода переселились в Италию из места своего обитания в Малой Азии в XIII в. до н. э.? Некоторые этрусские обычаи, религиозные верования и искусство безошибочно напоминают о Востоке. Или же этруски были остатками еще более древней, коренной италийской расы, у которой были широко развиты связи с другими районами Средиземноморья, и которая каким-то образом уцелела после постоянных нашествий индоевропейцев с севера в предшествующем тысячелетии? Это, впрочем, не противоречит связям с Востоком. Вполне возможно, что этруски как народ - в том виде, в котором он был известен начиная с VIII века до н. э., - явились результатом исторического процесса, состоявшего из последовательного напластования рас и культур. [M. Pallottino, The Etruscans, 1942, переработанный английский перевод - 1975.]

Кроме того, не разрешен также и вопрос об их языке. Этруски пользовались одной из форм греческого алфавита, поэтому их письменные документы могут быть легко прочитаны, зато сам язык не принадлежит ни к одной известной языковой семье, поэтому значения записей дешифрованы лишь частично. Пока к ним не найден ключ. Письменных образцов сохранилось множество, но все они, за редким, но весьма важным исключением, состоят из коротких, чаще всего стереотипных надписей на надгробиях. Тем не менее, нам известно, что, кроме всяких иных писаний, у этрусков был ряд священных книг. Однако насколько мы знаем, они не сохранились, и знания об их существовании, как и о многом другом, касающемся образа жизни этрусков, мы черпаем у греческих и римских авторов более позднего времени. В такой ситуации произведения искусства и всяческие поделки, которые находятся в нашем распоряжении, в качестве исторических документов приобретают еще большую значимость.

Другой важной задачей религии было - и по сей день остается - дать ответ на вопрос о смерти. Древние народы, так или иначе, верили в бессмертие, и оно, это бессмертие, приобретало различные формы в их верованиях. Душа существовала как независимая субстанция, и о ней следовало заботиться еще в течение земной жизни. Она временно отделялась от тела во время сна, а когда человек умирал, она была вольна странствовать где угодно. Душа каким-то образом присутствовала в его тени, в его портрете или скульптурном изображении, в отражении в воде или в зеркале, так что необходима была осторожность, чтобы из-за несчастной случайности она не отделилась бы от тела навсегда, потому что тогда наступала смерть. Греки верили, что духи, обитающие в воде, могут утянуть душу в недра воды и, таким образом, вызвать смерть. Отсюда, возможно, и возник миф о Нарциссе, который умер, глядя в свое отражение в пруду. Тесно связанным с этими идеями было широко распространенное опасение, что дух умершего может вернуться на землю, чтобы преследовать живых, и одной из целей погребальных ритуалов было предотвращение это. В могилу клали предметы быта - чашку, нож, одежду, меч и т.д., - которые должны были обеспечить насущные потребные усопшего. Тело покойника клали в ящик, а пепел после кремации - в урну и хоронили в могиле или гробнице, которые закрывали камнем - для верности, чтобы дух не ускользнул оттуда. Вполне возможно, что зеркало, в котором могла обитать душа умершего, клали в могилу из той же предосторожности.

 

38.Архитектура этруссков: крепостные сооружения, жилища, храмы. Отличие этрусского храма от греческого; курганные гробницы - тумулосы. Строительные материалы. Терракотовая скульптура храма Аполлона в Вейях.

Вклад археологии. Археологические открытия, совершающиеся в Этрурии с середины 16 в. до наших дней, воссоздали яркую картину этрусской цивилизации. Эту картину значительно обогатило применение таких новых методов, как фотографирование еще не раскопанных гробниц (способ, изобретенный Ч.Леричи) с помощью специального перископа. Археологические находки отражают не только основанные на пиратстве и меновой торговле могущество и богатство ранних этрусков, но и их постепенный упадок, обусловленный, по мнению античных авторов, расслабляющим влиянием роскоши. Эти находки иллюстрируют военное дело этрусков, их верования, развлечения и, в меньшей степени, их трудовую деятельность. Вазы, рельефы, скульптура, живопись и произведения искусства малых форм демонстрируют удивительно полное усвоение греческих обычаев и верований, как, впрочем, и поразительные свидетельства влияния догреческой эпохи. Археология подтвердила и литературную традицию, говорившую об этрусском влиянии на Рим. Терракотовое убранство ранних римских храмов выполнено в этрусском стиле; многие вазы и бронзовые предметы раннереспубликанского периода римской истории изготовлены этрусками или в их манере. Двойной топор как символ власти, по словам римлян, имел этрусское происхождение; двойные топоры представлены и в этрусской погребальной скульптуре - к примеру, на стеле Авла Велуска, находящейся во Флоренции. Более того, такие двойные топорики помещали в гробницы вождей, как это было в Популонии. По крайней мере до 4 в. до н.э. материальная культура Рима всецело зависела от культуры этрусков.

 

39. Скульптура Этрурии. Своеобразие портрета. Каменные и терракотовые саркофаги и урны с портретами. Бронзовая статуя Авла Метелла

 

Скульптура. На раннем этапе своей истории этруски импортировали сирийские, финикийские и ассирийские изделия из слоновой кости и металла, а также подражали им в собственном производстве. Однако очень скоро они принялись подражать всему греческому. Хотя их искусство отражает главным образом греческие стили, в нем ощущаются здоровая энергия и земной дух, не свойственные греческому прототипу, более сдержанному и интеллектуальному по своему характеру. Лучшими этрусскими скульптурами, пожалуй, следует считать те, что выполнены из металла, преимущественно из бронзы. Большую часть этих статуй захватили римляне: согласно Плинию Старшему (Естественная история XXXIV 34), в одних Вольсиниях, взятых в 256 до н.э., им досталось 2000 штук. До нашего времени сохранились немногие. К числу самых замечательных принадлежат выкованный из металлического листа женский бюст из Вульчи (ок. 600 до н.э., Британский музей), обильно украшенная рельефными мифологическими сценами колесница из Монтелеоне (ок. 540 до н.э., музей Метрополитен); Химера из Ареццо (ок. 500 г. до н.э., Археологический музей во Флоренции); статуя мальчика того же времени (в Копенгагене); бог войны (ок. 450 до н.э., в Канзас-Сити); статуя воина из Тудера (ок. 350 до н.э., ныне в Ватикане); выразительная голова жреца (ок. 180 до н.э., Британский музей); голова мальчика (ок. 280 до н.э., Археологический музей во Флоренции). Символ Рима, знаменитая Капитолийская волчица (приблизительно датируется временем после 500 до н.э., ныне в Палаццо деи Консерватори в Риме), известная уже в Средние века, вероятно, сделана также этрусками.

Замечательным достижением мирового искусства явились терракотовые статуи и рельефы этрусков. Лучшие из них - найденные возле храма Аполлона в Вейях статуи архаической эпохи, среди которых имеются изображения богов и богинь, наблюдающих за борьбой Аполлона и Геракла из-за убитой лани (ок. 500 до н.э.). Рельефное изображение оживленной схватки (вероятно, с фронтона) было обнаружено в 1957-1958 в Пиргах, порту Черветери. По стилю оно перекликается с греческими композициями эпохи ранней классики (480-470 до н.э.). Великолепная упряжка крылатых коней найдена близ храма 4 в. до н.э. в Тарквиниях. Интересны с исторический точки зрения живые сцены с фронтонов храма в Чивита Альба, где запечатлено разграбление галлами Дельф.

Каменная этрусская скульптура обнаруживает больше местного своеобразия, чем металлическая. Первые опыты создания скульптур из камня представляют столпообразные фигуры мужчин и женщин из гробницы Пьетрера в Ветулонии. Они подражают греческим статуям середины 7 в. до н.э. Архаические гробницы в Вульчи и Кьюзи украшены фигурой кентавра и разнообразными каменными бюстами. Изображения сражений, празднеств, игр, похорон и сцен женского быта обнаружены на надгробиях 6 в. до н.э. из Кьюзи и Фьезоле. Встречаются и сцены из греческой мифологии, как, например, рельефные изображения на каменных плитах, установленных над входом в гробницы в Тарквиниях. С 4 в до н.э. саркофаги и урны с прахом обычно украшали рельефами на темы греческих легенд и сцен загробной жизни. На крышках многих из них - фигуры полулежащих мужчин и женщин, у которых особенной выразительностью отличаются лица

 

40. Извержение Везувия и судьба римских городов: Геркуланумы, Стамбии, Помпеи. Археологические раскопки Помпей. Особенности планировки города.

(Pompei; до 1928 - Valle di Pompei), город в Южной Италии, в области Кампания, в провинции Неаполь. Расположен на берегу Неаполитанского залива, у подножия вулкана Везувий, в 22 км к юго-востоку от г. Неаполя.

 

Близ города - руины древнеримских Помпей, разрушенных при извержении Везувия в августе 79 н. э. Раскопки засыпанных кусками пемзы и пеплом Помпей ведутся с середины 18 в. Открыты большая часть города, некрополь у городских ворот и загородные виллы.

 

В городе сохранились руины форума с колоннадой, т. н. базиликой, храмом Аполлона (все - 2 в. до н. э.), храмом Юпитера, зданием жрицы Евмахии (суконным рынком), мацеллумом (мясным рынком), термами (все -1 в. до н. э.), а также остатки Треугольного форума с дорическим храмом (6 в. до н. э.), театра (3-1 вв. до н. э.), одеона и амфитеатра (оба - 1 в. до н. э.). Многочисленны жилые дома [атриумного, атриумно-перистильного и террасно-атриумного типов], украшенные скульптурой, мозаиками и фресками.

 

В стенных росписях Помпей выделяют 4 стиля: 1-й, "инкрустационный" (2 в. до н. э. - начало 1 в. до н. э., имитация мраморной облицовки); 2-й, "архитектурно-перспективный" (в основном около 80 до н. э. - около 30 до н. э.; иллюзионистически архитектурные изображения, пейзажи, мифологические сцены); 3-й, "орнаментальный" (1-я половина 1 в. н. э.; симметрические орнаментальные композиции, включающие мифологические сцены и пейзажи); 4-й (около 63 - начало 2 в.; преимущественно фантастические архитектурные построения).

 

Так как Помпеи погибли внезапно, сохранилась вся обстановка домов, лавок, кабачков, общественных зданий; поэтому город - важнейший источник сведений о хозяйстве, быте, культуре, искусстве Римской империи 1 в. н. э. (источник)

 

41.Скульптура эпохи республики. Развитие скульптурного портрета. «Тогатус» - воплощение гражданских идеалов Республиканского Рима. Культовая скульптура.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты