Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Биография Конфуция




Конфуцианство (по имени китайского мыслителя Кун-цзы — Конфуция; латинизировано как Confucius) — этико-политическое и религиозно-философское учение о нравственном поведении человека и основанном на морали, социальном порядке, возникшее в Китае.

Конфуцианство основано Кун-цзы (Конфуцием) (551–479 гг. до н. э.).

Относительно малоизвестный при жизни, Конфуций стал широко известен после смерти.

По мнению китайских летописцев, Конфуций происходил из богатого рода, его предки занимали важные административные и военные посты в древнем китайском государстве. Отцом будущего великого учителя был воин Шулян Хэ, у которого в первых двух браках так и не родилось наследника. В возрасте 63 лет он решается взять наложницу, чтобы она родила ему сына. Матерью мальчика стала 17-летняя Янь Чженцзай. Конфуций родился в 551 году до нашей эры в царстве Лу (нынешний Шаньдун).

Но вскоре отец Конфуция умер, мать бежала из его дома, опасаясь гнева законной жены Шулян Хэ. Всю свою жизнь она решила посвятить воспитанию ребенка, которому уже с детства пророчили великое будущее. О детстве будущего философа известно мало. Он не любил обычные детские игры, предпочитая играть в проведение древних церемоний или жертвоприношений. Это был послушный, тихий и очень рассудительный ребенок.

Когда Конфуцию исполнилось 8 лет, его отдали в общественное училище, в котором детей учили читать, считать, слушать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей. Конфуций настолько прилежно и ответственно учился, что в 17 лет его уже назначили помощником учителя. Закончив образование, он стал чиновником по желанию своей матери, получив не самую выдающуюся должность торгового пристава.

Его обязанностью был контроль за припасами на рынках.

Несмотря на невысокий пост, Конфуций очень добросовестно относился к работе: каждый день внимательно осматривал овощи, мясо и хлеб в лавках, преследовал нечестных торговцев, знакомился с бытом земледельцев. Такой подход к делу приносил блестящие результаты, и скоро Конфуций стал очень уважаемым человеком. Все свободное время Конфуций посвящал учению. В возрасте 19 лет он женился на девушке из знатной семьи Ки-коан-ши, вскоре у них родился сын, потом дочь. Конфуция к тому времени назначили инспектором пахотных полей. Сам князь Лу лично знал Конфуция и разрешил ему отменять старые порядки и вводить новые. И на этой должности он ревностно исполнял свои обязанности, так, что вскоре жизнь земледельцев улучшилась, поля стали приносить много урожая, породы домашних животных совершенствовались.

В 528 году до нашей эры умерла мать Конфуция, и по древним обычаям он оставил службу и три года провел в уединении, совершенствуя свое образование. Через несколько лет постоянного самообразования он достиг основ своего учения, которое проповедовал всю оставшуюся жизнь. Конфуций стал известным на весь древний Китай, к мудрецу приходили люди со всех сторон света, прося совета или ища помощи. Его слава распространилась настолько, что его назначили Министром правосудия, а это считалось в те времена очень ответственной должностью.

Конфуций очень много сделал для своего царства Лу, которое быстро развивалось и порождало зависть правителей других царств. Клевета, заговоры и наветы вынудили Конфуция покинуть родное царство и путешествовать по стране, набирая новых учеников и распространяя свое учение. Но нигде он не останавливался, как бы его не умоляли: «мой мозг распространяется на всех людей без различия», говорил учитель.

В возрасте 60 лет Конфуций вернулся в царство Лу и до конца своей жизни обучал учеников, систематизировал древние книги Ши-цзин и И-цзин.

Умер Конфуций в 479 году до нашей эры.

По материалам бесед с учителем и его высказываний ученики составили книгу «Лунъюй». Сам Конфуций при жизни написал произведение «Чуньцю», авторство остальных книг, приписываемых ему, точно не установлено. Основы конфуцианской мудрости излагаются в 2-х группах канонических текстов: «Пятиканоние» и «Четверокнижее». При изучении социальных и релиозных аспектов конфуцианства обычно обращаются к третьей книге «Четверокнижия» - «Лунь-юй» (книга бесед и суждений).

Феномен значительного воздействия конфуцианства на социальные нормы Китая и длительного их воспроизводства в общественной культуре связан с таким обстоятельством: данное мировоззрение основывается на многовековых верованиях китайцев и отвечает их представлениям о гармонии человека с окружающим миром.

Сам же Конфуций подчеркивал, что выступает в качестве систематизатора духовного опыта предшественников и древних традиций. Он говорил: «Я не создаю нового, а обращаюсь к традициям прошлого, так как тот, кто не знает прошлого, обречен на неудачу». Таким образом, характерной чертой всего учения является культ прошлого. Конфуций принимает традиционный культ Неба (Тянь), следует ритуалу почитания духов предков, выражает уважение мифическому человеку Паньгу, божеству Шан Дин. Также Конфуцием обоснованы нормы социально-этического характера, которые выражены в ключевых концепциях конфуцианства. Они обозначаются как: «хэ» - социальная гармония, «жэнь» - человечность и «ли» - ритуал.

Конфуций за основу учения принимает постулат, что в мире существует всеобщий порядок, который отражается как в природном, так и человеческом мире. Принцип общественной гармонии заключается в том, что каждый должен следовать согласно своему предназначению.

Концепция «хэ» - социальная гармония – устанавливает нормы социального общения. Основное требование заключается в безоговорочном послушании всех подчиненный – начальникам, а всех младших – старшим.

Согласно концепции «жэнь» - человечность – смысл жизни человека заключается в служении обществу, людям и идеалам. Лучшее средство проверки человека – способность к проявлениям любви – трудолюбие на работе, внимательность дома, искренность по отношению к другим людям.

В конфуцианстве разработан идеал человека китайского общества – цзюнь цзы (благородного мужа). Благородный муж является искренним и радушным человеком, храбрым и рассудительным, внимательным в своих словах и делах. Он руководствуется человечностью по отношению к другим.

Уважение является основой правильного общения. Благородный муж сначала обдумывает свои шаги, а потом действует решительно. Он равнодушен к соблазнам тела и благополучию.

Конфуцианство предлагает принципиально такую стратегию формирования взаимоотношений между человеком и окружающим его миром, в основе, которой положена активная познавательная деятельность человека. Познание универсальных этических норм необходимо для правильного служения обществу. И существует мнение, что человек может достигнуть внутренней гармонии и гармонии с самим собой только тогда, когда он подчинят свои интересы интересам общества.

Достаточно большое внимание в конфуцианстве отводиться к «ли» - церемониалу, ритуалу. Существует мнение, что в ритуале заключается жизнь, он совершается «сам по себе» и наполняется священным содержанием.

Люди, участвующие в нем, должны проникнуться серьезностью и искренностью. Еще одной самобытной чертой конфуцианства является то, что в нем отсутствуют профессиональные служители культа. Церемонии и обряды проводятся авторитетными знатоками учения. Обращение к духам усопших предков является обязанностью и правом старшего мужчины в семье.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 288; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты