КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этико-политическое учение КонфуцияКонфуцианство - это этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае и оказывавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. В эпоху войн и феодальной раздробленности конфуцианство пыталось стать мировоззренческой основой укрепления общественного строя и сложившихся форм государственного управления, призывая строго соблюдать древние традиции. Нужно отметить, что философия Конфуция носит традиционалистский характер, то есть он идеализировал определенные предками принципы взаимоотношений между людьми в семье и обществе. Основные положения учения изложены в трактате «Лунь-Юй» («Беседы и суждения»). Собственно общая управленческая направленность конфуцианства сводила отношения «начальник–подчиненный» к модели отношений «отец–сын». При этом конфуцианство считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным, существование эксплуататоров и эксплуатируемых, т. е. людей соответственно умственного, управленческого и физического труда, причём первые господствуют, а вторые подчиняются им в рамках заявленной «семейной модели». Поэтому главными здесь были вопросы этики, морали и управления государством. Отсюда вполне правомерно считать именно конфуцианство первой философской концепцией менеджмента, где правление рассматривалось как этическая доктрина. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли («этикета») – норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д. Согласно Конфуцианству постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые цзюнь цзы («благородные мужи»). Они же – представители высших слоев общества. Простолюдины – сяо жэнь (дословно – «мелкие людишки») не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление «благородных» простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающееся у Конфуция и его последователей, – яркое выражение социальной направленности, классового характера Конфуцианства. Конфуцианство, уделяя большое внимание вопросам гуманного управления, опиралось на идею обожествления власти правителя, существовавшую до Конфуция, но им развитую и обоснованную. Император объявлялся «сыном неба» (тянь-цзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Конфуцианство, считая, что «управлять – значит исправлять», придавало большое значение учению чжэн мин (об «исправлении имён»), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция, смысл которых в различных переводах сводится к следующему: государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном. Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременяя народ тяжёлыми налогами и повинностями. Это, по мнению Кун Фу-цзы, должно было способствовать усилению главного элемента управления государством. Один из наиболее видных последователей Конфуция – Мэн-цзы (IV–III вв. до н. э.) в своих высказываниях допускал мысль о том, что народ имеет право свергнуть жестокого правителя путём восстания. Эта мысль определялась в конечном итоге сложностью социально-политических условий, острой классовой борьбой и войной между царствами. В такой обстановке в конфуцианстве, направленном на укрепление существующего общественного строя, допускалась иногда критика отдельных правителей с противопоставлением им «мудрых» и «добродетельных» государей древности – Яо, Шуня, Вэнь Вана и др. К этому относится и проповедь конфуцианством социальной утопии об обществе Да тун («Великого единения»), так называемого «золотого века» в истории Китая, во времена которого предположительно не было войн и распрей, существовали́ равенство людей и подлинная забота о народе. Конфуцианство в дальнейшем эволюционировало, заимствовав многие черты других идеологических течений, в особенности легизма, что являлось объективной необходимостью в условиях создания централизованной империи, для управления которой требовался гибкий и разветвленный административный аппарат. Трансформация конфуцианства, в основном путем третирования самого учения и его сторонников, происходила во времена правления династии Цинь. Император Цинь Ши-Хуан-ди (III в. до н.э.) особо жаловал философов школы фа-цзя, или «легизма» (от лат. «lex» закон). Наиболее известные из них Хань-Фей и Шень-Бухай создали концепцию, по которой единственным приемлемым инструментом управления низменной природой человека является отнюдь не «жень», а «фа» – закон. Несмотря на пропаганду жесточайших наказаний, часто не совместимых с деяниями и методами откровенной манипуляции общественным сознанием невежественного народа, легизм укрепил управленческую практику, разработанную Конфуцием. Итак, со временем во главе нового управленческого аппарата стали конфуцианцы, овладевшие наукой управления на базе патернализма, традиций и освоившие легистские методы управления на основе законов и наказаний. Реформированное Конфуцианство эпохи Хань, одним из главных представителей которого был Дун Чжун-шу (II в. до н. э.), объединивший конфуцианскую этику с натурфилософией, космологическими взглядами даосизма и школы натурфилософов (инь-ян-цзя), укрепило своё положение в обществе централизованной деспотии. В 136 году до н. э. при императоре У-ди конфуцианство было провозглашено официальной доктриной и после этого оставалось господствующей идеологией на протяжении свыше двух тысяч лет (до буржуазной Синьхайской революции 1911), поддерживая существование феодально-абсолютистской деспотической власти. Проанализировав в общих чертах эволюцию конфуцианства, следует отметить, что она происходила в направлении усиления религиозно-мистических и даже реакционных черт. В учении на первый план начинают выходить положения о Небе как о предопределяющей божественной силе, о зависимости общества, человека от воли Неба, о божественном происхождении власти государя – «сына неба», о верности подданного государю, о господстве «сына неба» над всеми народами Вселенной. Таким образом, конфуцианство как господствующая идеология, как этико-политическая и религиозная система проникло во все поры общественной жизни и в течение многих веков определяло нормы морали, семейные и общественные традиции, научную и философскую мысль. Выработав определённые стереотипы в сознании народа, в особенности среди интеллигенции, учение ещё больше укрепилось после острой борьбы с буддизмом в VII–VIII веках. Главную роль в этом направлении сыграл известный писатель и мыслитель Хань Юю (768-824), выступивший с резкой критикой буддизма и в защиту конфуцианства.
|