КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Фарфор рококоРококо - как стиль возник в начале 18 века во Франции. Возник как развитие стиля барокко. Китайский фарфор попал в Европу ещё в 13 веке, его секрет долгое время был неизвестен и тщательно скрывался. Во второй половине 17 века во Франции решили, что открыли секрет китайского фарфора. На мануфактуре Севр изобрели массу, так называемый мягкий фарфор. В состав массы входили: кварцевый песок, квасцы, сода, морская соль, селитра и гипс. Смесь обжигали в печи, после этого полученный состав размалывали в порошок, добавляли к нему мел и зелёное мыло, которое служило связующим веществом и придавало массе пластичность. Предметы из этой массы изготавливались с использованием форм. Состав легкоплавкий, черепок просвечивающий мелко - зернистый. После обжига изделия имели красивый белый цвет, на которых хорошо смотрится роспись. Большим минусом мягкого фарфора было то, что глазурь легко царапалась и соскабливалась ногтём. Первые фабрики, которые производили изделия из мягкого фарфоры были открыты в Руане(1673г) и Сен Клу (1678г). «Королевская мануфактура французского фарфора» была основана в 1745 году в городе Венсенне, а в 1756году перенесена в Севр. Покровительницами Севрской мануфактуры являлись фаворитки короля мадам Дюбарри и мадам де Помпадур. Первые изделия копируются в форме и в декоре с китайского, но постепенно складывается собственный стиль. Характерными чертами мануфактуры Севр стали: «кружевной» край, позолота, роспись фарфора выполнялась на ярко синем, зеленом, бирюзовом и белом фоне «в резервах». Форма резерва- круг, овал, квадрифолий, форма раковины и т.д. Резерв может быть ничем не заполнен. Мотивы росписей в резерве представляли собой натуралистические изображения гирлянд, цветов, птиц (куропатки, попугаи) и пейзажей, животных(овечки), что соответствовало стилю рококо. Также резерв мог заполняться орнаментальными формами: мотив плетёнки (имитация трельяжной сетки), «глаз куропатки» или «червчатый». Ж.Элло изобрел уникальную краску – «королевскую синюю», по которой всегда можно узнать севрские изделия. Особенно славился «розовый помпадур», когда росписи делались золотом по розовому фону, иногда использовались китайские мотивы. В это время появляются чашки для шоколада, чая, кофе с блюдечками, сахарницы, парные вазы для каминного гарнитура (синий или зел + золото), также делают столешницы, подносы, сервизы и т.д. На крышечках очень реалистичные миниатюрные фигурки или цветы. Во второй половине 18 века характер Севрского фарфора меняется. Формы изделий становятся проще. Наряду с полюбившимися цветочными мотивами, мастера стали широко использовать античные орнаменты, формы и сюжеты. Также делают бельё. В Италии в период рококо для декора используют настоящие ракушки, а внутреннюю поверхность золотят. В 1709 году двумя немецкими керамитами Беттгером и Чирнгаузем был изобретён настоящий фарфор, вскоре они организовали своё фарфоровое производство в городе Мейсен (1710г), который наряду с Севром, стал крупнейшим керамическим центром. Изделиями первого периода были изделия со строгими формами из каменной массы и фарфора и отличались красновато-коричневым цветом материала. Затем было подражание китайскому фарфору. Расцвет мануфактуры Мейсен(1733-1756) связан с работой скульптора Иоганна Иоахима Кендлера, который был руководителе модельной мастерской с 1731 по 1775г. При нём доминирующее место декоративной росписи на гладких поверхностях заняли скульптура и барельеф. Кендлер не только делал скульптурки ,но и разрабатывал формы сосудов и образцы росписи. Наиболее знаменитыми изделиями являются роскошные многопредметные сервизы, сюрту де табль(украшение в центре стола ). Для стиля, который заложил Кендлер характерны грациозность и пластичность, роспись никогда не заходит на рельеф(до 19 в). В моду входят статуэтки (аллегории, домашние питомцы). Мануфактура Людвигсбург- самая большая в Германии. Она специализировалась на статуэтках. Особенности : чешуйчатая фактура, прорезной декор, напоминающая еловую шишку, или имитация корзинного плетения. А также для людвигсбургского фарфора характерна роспись и форма с использованием растительных элементов.
|