КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Краснофигурная керамика Древней ГрецииНаиболее значимыми центрами гончарного искусства - и соответственно вазописи - в Греции считаются Афины и Коринф в Аттике. Керамика классического периода часто называют аттической. Изделия этого периода делятся на чернофигурную и краснофигурную вазопись. До этого были : 8 до н. э - Геометрический стиль -преобладал декор, покрывавший почти весь сосуд: шахматные узоры, меандр, кресты, свастики, точки, ленты, штриховка и т.п.,7 до н. э. - Ориентализирующий или ковровый стиль начали осваивать изображения животных (грифы, сфинксы, львы, птицы). Клякса-схем. изображение цветов или растительности. Вся поверхность покрыта изображениями. Керамические изделия делали из глины с добавлением песка, других минеральных субстанций. С 530г. до н.э. появляется краснофигурная вазопись и вытесняет чернофигурную. Считается, что эту технику впервые применил вазописец Андокид. Период расцвета краснофигурной керамики приходит на 5 в до н.э. Чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а фон, оставляя фигуры незакрашенными. Затем тонкими линиями выполнялись детали изображений. Это придавало росписи более естественный вид, чем в чернофигурной технике, поскольку светлые изображения выделялись на черном фоне. Образ человека стал главным, хотя некоторые мифологические сюжеты еще продолжали использоваться. Изображались битвы, пиры и состязания атлетов, обычные люди, интерьеры гончарных мастерских и повседневные занятия людей. Декоративные мотивы играли второстепенную роль; пальметты, лотосы, меандр обычно использовались для обрамления рисунка. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины. Вазописцы стали чаще использовать подписи, хотя по-прежнему на вазах преобладают подписи гончаров.( Андокид,Олтос,Евфимид,Псиакс,Дурис) Уже в V веке до н. е. в Южной Италии возникли знаменитые мастерские, которые работали с этим стилем вазописи и конкурировали с керамическими мастерскими в Аттике. Сначала мастерские Южной Италии не могли соперничать с привозной аттической продукцией ни по количеству, ни по качеству. Ситуация меняется в третьей четверти пятого столетия, когда отдельные мастерские возглавляют аттические мастера, эмигрировавшие из Афин. Выделяют четыре самостоятельные школы – луканскую,апулийскую, кампанскую и пестумскую. Луканская школа вазописи наиболее ранняя из всех, она возникает ок. 440 до н.э. Её отличают ясность и простота композиции, Фигуры свободно размещены на поверхности тулова, фигуры часто имеют сложные позы, нет многочисленных предметов и атрибутов, для проработки деталей неразбавленный плотный лак. Период расцвета краснофигурной вазописи Лукании оказался кратковременным. Под влиянием апулийской школы мастера используют в росписях дополнительные краски, прежде всего белую, и сильно разбавленный черный лак. Композиции насыщаются предметами, атрибутами, а также растительными мотивами, плотно покрывающими шейку, плечики, тулово под ручками сосудов. Художники расписывали ограниченный ряд сосудов. Первенство занимает Апулийская школа. Одним из представителей является мастер Ликурга. Стиль характеризуется разнообразием не только росписей, богатством композиций ,но и множеством форм сосудов, различающихся по очертаниям и размерам. Гончары Апулии любили необычные формы ваз, нередко сложные, дополненные рельефными или скульптурными деталями. Примером тому могут служить ритоны – сосуды, своими очертаниями напоминающие рог животного. Также для апулийской школы характерны сложные многофигурные композиции. Фигуры персонажей, часто окружающие какое-либо сооружение – храм, портик, надгробную стелу, размещены на разных уровнях так, чтобы создать ощущение глубины пространства. При изображении построек используются элементы перспективы. В деталях рисунка – украшениях, многочисленных предметах в руках и на фоне, перьях крыльев эротов и т.д. – применен не только лак разной густоты, от блестящего черного до полупрозрачного золотистого, но и дополнительно белая и желтоватая краски. Очень часто для подобных росписей выбираются мифологические сюжеты, нередко драматического характера, повествующие о борьбе и гибели героев. В вазописи Компанской школы (распространилась в V—IV в. до н. э.) на ровне с краснофигурной сохраняется чернофигурная техника, которая применялась без привязки к сосуду. Имелись собственные формы сосудов. Типично для школы: на глину наносился слой покрытия, принимавшего после обжига оттенки от розового до красного, фигуры лицом к лицу, встречаются изображения молодых мужчин и женщин, птиц и животных, но чаще всего — местных воинов и женщин, накладные краски белого, красного и жёлтого цветов. Пестумская школавазописи является самой поздней из возникших в Южной Италии, сформировалась около 360 г. до н.э. Они расписывали не все виды сосудов чаще это были колоколообразные кратеры, амфоры, гидрии, лекифы, кувшины т .д.. Для их стиля характерна роспись боковых поверхностей сосудов пальметтами, орнамент с цветочными чашечками и зонтиками, оловянная отделки одежды и свободно разбросанные по спинам волос. Тела людей часто наклонены вперед или опирались на растения и камни. Использовались дополнительные цвета: белый, золотой, черный, пурпурный и различные оттенки красного. Краснофигурная стиль копировался и в других регионах, где однако не получил особого признания. Введение объёма и перспективы - разрушили краснофигурный стиль. Краснофигурные изделия производили вплоть до конца 4 в. до н.э. На протяжении 4 в. стиль росписи и качество изделий работы постепенно приходили в упадок, пока наконец краснофигурная техника не исчезла совсем.
|