КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гобелен бароккоБарокко - (итал. barocco - причудливый) - художественный стиль, зародившийся в Италии в середине XVI и до середины XVIII вв. преобладающий в искусстве Европы. Берёт начало в позднем ренессансе. Понятие «барокко» (итал. bагоссо - странный, причудливый) - жаргонное словечко моряков для обозначения бракованных жемчужин неправильной формы. Для стиля Барокко свойственно создание величественных ансамблей, в которых каждая деталь отмечена роскошью, пышностью и изяществом форм и линий. Одним из важных составляющих интерьеров барокко является гобелен. Гобелен – это из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. В основе лежит репсовая ткань (рубчатая)- бесцветный лён. Нити основы оплетаются нитями утка- шерсть или шёлк. Уточная нить пропускается через основу, создавая изображение и саму ткань. С помощью косой прокидки делали контур. В средние века не было гобелена-были шпалеры, они висели на узких стенах, узкой полосой, рубчик был вертикальный. Шпалера в переводе с итальянского (spalliera) обозначает решетку для вьющихся растений и используется для определения гладкого безворсового сюжетного ковра.Термин же «гобелен» возник во Франции в XVIIв, когда там открылась мануфактура братьев Гобеленов и продукцию мануфактуры стали называть гобеленами. Продукция мануфактуры быстро стала популярна, и в некоторых странах гобеленом стали называть все, что выполнено в этой технике. По мнению специалистов, верным считается называть гобеленом лишь произведения мануфактуры Гобелен. Все же прочие старинные ковры до 17 века - шпалерами. Отличие гобелена и шпалеры в качестве, формате и способе изготовления. Гобелены ткутся с длинной (широкой) стороны, рубчик горизонтальный, формат увеличивается, также как и размер. Шпалеры же ткутся с короткой стороны, рубчик вертикальный, полотно длинное и узкое (это связано со станком). Шпалеры не подписывались. Два существующих типа станка, высокий и низкий, обозначили различия в двух основных техниках ткачества. Модель располагалась сбоку или за спиной ткача. На низком станке нити основы расположены горизонтально, на высоком – вертикально. Станки представляли собой раму и в отличие от современных не имели гвоздей для закрепления нитей основы. Горизонтальные станки – баслис- «низкая основа». Нити основы натянуты, под них подкладывается картон, на картоне нарисован рисунок гобелена. Картон (рисунок в натуральную величину) в зеркальном отражении. Ткач ткет в обратном зеркальном отражении. Обязательно используется зеркало, для просмотра полученного куска. Ткач видит только изнанку, рисунок выполняется по горизонтали. Вертикальные станки назывались готлис – «высокая основа», нити основы находятся в отвесном положении, картон не требуется, только эскиз. Ткётся лицевой частью к ткачу, в зеркальном отражении. Ткётся спарва налево. На вертикальных станах с лицевой стороны помещалось подвижное зеркало, в которое ткач мог видеть часть исполняемой работы. Огромные панно ткутся по частям, а потом сшиваются вместе. Искусный мастер в год исполнял около одного квадратного метра ковра. Эта работа требовала от ткача высокого мастерства, чувства цвета, знания рисунка и большого художественного вкуса. Тканные безворсовые ковры, при изготовлении которых использовали золотую или серебряную нить- бить-в сечении плоская, называли арраци (по названию города Арраса, где в XIV веке процветало производство ярких шпалер с использованием золотой и серебряной нитей). Гобелены, на которых были изображены сюжетные композиции, назывались вердюром( вердюр- зелёный)произошел от бардюра окружающий всё основное изображение, на нём листья, цветы, основной цвет зелёный. Вердюрами называют вообще всю "зелень" - они украшены только с растительными или пейзажными мотивами, но без фигур. История французских гобеленов зародилась в середине XV века, когда красильщик шерсти Жан Гобелен в предместье Парижа Фобург Сент-Марсель устроил семейную красильню. Основной цвет его шерсти был красный. Изделия из шерсти Гобелена получались яркие, красивые, но дорогие, они были не по карману простым людям. Шерсть покупали богатые люди, и уже наследники Гобелена сумели разбогатеть и вскоре к красильне они добавили ковровую ткацкую мастерскую. Королевский финансист Жан-Батист Кольбер увидев ковры ткацкой мануфактуры был восхищение и рассказал о своём впечатлении Людовику XIV и продемонстрировал образец. Король очень заинтересовался и выразил желание самолично отправиться в мануфактуру и посмотреть ее изделия. Французский король Людовик XIV де Бурбон, был большим поклонником изящных искусств и придворного этикета, был одним из первых коронованных европейцев, который высоко оценил произведения ковроткачества. Визит его величества в 1662 году вызвал немалый переполох в Фобурге Сент-Марселе. Людовик настолько «влюбился» в произведения ковроткачества мануфактуры Гобеленов, что распорядится купить всю мануфактуру и построить для нее новые здания. Король Людовик XIV стал создателем королевской ткацкой мануфактуры Гобелен в предместье Парижа Фобург Сент-Марсель, которая позднее объединила все шпалерные мастерские Парижа. В 17 веке в 1662 году открылась Королевская мануфактура братьев Гобеленов. С 1663 г во главе был художник Шарль Лебрён. Именно в период правления Людовика XIV французский гобелен стал украшать стены Версаля и других дворцов. При Людовике XIV на мануфактуре производились всевозможные предметы роскоши, комнатного убранства, ковры, люстры, вазы, изделия из золота, серебра и драгоценных камней, из красного дерева, черепахи и мозаики. Мануфактура насчитывала 250 рабочих, которые распределялись на несколько отделений. На мануфактуре было 67 готлесных станков, за одним станком трудились несколько ткачей. На создание красочных гобеленов денег не жалели. Их производили исключительно для дворцовых помещений. Гобелены дарили высокопоставленным лицам, иностранным принцам и герцогам. В продажу гобелен практически не поступал. Купить огромный, во всю стену, ковер-картину могли только очень богатые люди. Мода на них росла. 1667-1672. Шарль Лебрен-картон, История короля: аудиенция легату. Париж. Лувр. 1688-1690. История Сципиона: битва при Заме. Париж. Лувр. Эскиз – Джулио Романо(ученик Рафаэля), картон- Франческо Пенни ( ученик Рафаэля), Франсуа БорнмеБитва при Заме- последнее сражение Второй Пунической войны, закончившееся поражением армии Ганнибала. Единственным крупным поражением в его военной карьере. Эта победа над Ганнибалом прославила полководца Сципиона. В это время гобелен похож на живопись, присутствует объём, тень, перспектива. Примерно с XIV по XVIII век основная часть гобеленов - это работы по картонам известных художников своего времени или шпалеры на историческую тематику. Развитие барочной стилистики в шпалере связано с именами Рубенса и его сотрудников и учеников. Мануфактуры создавали ковры по картонам Шарля Лебрена, Франческо Пенни, Франсуа Буше, Жана Батиста Удри и т.д. В 17 — 18 вв ткали шпалеры с мифологическими, историческими, пасторальными, охотничьими сценами, пейзажами ("вердюрами"). В XVII-XVIII вв. выделяются также ворсовые ковры мануфактуры Савонри, организованной в 1624 в пригороде Парижа Шайо, в помещении бывших мыловарен, откуда и название - savon, т. е. мыло. От старой мыловарни на окраине Парижа произошло и название для ковров, которые изначально изготавливались для величественных французских дворцов, всегда бывших образцом королевской роскоши: Дворец в Версале, Лувр. Эти ковры ткались вручную на вертикальных ткацких станках. Изготавливались тканые ковры с низко подстриженным ворсом и с пышным полихромным цветочным (симметричные вязи растительных побегов, цветы) и арабесковым (королевские гербы и эмблемы) барочным орнаментом обычно в желтых тонах на глубоком коричневом или чёрном фоне. Также производили бархатные ткани для обивки мебели. После смерти Людовика XIV его наследники всячески поддерживали и поощряли производство настенных ковров, которые свидетельствовали о роскошном королевском стиле жизни хозяев. В течение времени величина бордюра увеличивалась в размере и в рококо зачастую занимала большую часть.
|