КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Декоративные росписи эпохи ВозрожденияВ эпоху Возрождения (франц. – Ренессанс с конца 13 до последней четверти 16 столетия) наступил новый этап развития настенной росписи. Декоративная живопись эпохи представлена фресками. Фреска-это живопись, выполняемая по сырой штукатурке, одна из техник стенной росписи. При высыхании известь, содержащаяся в штукатурке, образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. После принятия окончательного решения по композиции росписи и выполнения эскиза, делался картон. Во фресковой живописи возможны лишь незначительные исправления, полностью переделать её нельзя, неудачные места просто сбиваются и процесс росписи повторяется. До начала 16 века детали прописывались по сухому темперой, с этого момента начинается период господства техники чистой фрески. В начале 16 в. Рим становится главным культурным центром Италии. Искусство высокого Возрождения достигает своего наивысшего расцвета в этом городе, где волею меценатствующих пап Юлия II и Льва X работают одновременно такие художники как Браманте, Микеланджело и Рафаэль. Искусство развивается под знаком национального единства (папы мечтали об объединении страны под своей властью), питается античными традициями, выражает идеологию гуманизма. В технике фрески работали все художники Высокого Возрождения, в том числе Рафаэль, Микеланджело, а позднее — Вазари, Тинторетто и другие. По сухому сверху же наносились только некоторые цвета (яркие зелёные и синие), так как для живописи по сырой штукатурке было пригодно ограниченное количество пигментов. По окончании росписи поверхность шлифовали, а иногда полировали с нанесением воска с мыльным раствором. В Европе в эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших мерил мастерства художника. Именно тогда фресковая живопись достигла своего наивысшего развития. Практически все мастера того периода работали в технике фресковой живописи: Джотто, Мазаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Веронезе и др. Их росписи основывались на математически точной передаче пространства и перспективы, а главной темой был человек, как воплощение гармонии и красоты. Человек в это время является вообще мерилом всего, сравнивает себя с творцом. Художники стремились достичь максимальной реалистичности, прежде всего они интересовались, интересовала передача объема и положение человека в пространстве. Роспись стен и потолков связана с архитектурой, объединяет пространство общим замыслом. Хорошим примером росписей этого времени является Вилла Мадама в Риме, начатая Рафаэлем для кардинала Джулио Медичи, впоследствии ставшего папой Климентом VII, позволяет оценить его вклад также и в эту область архитектуры. Свободно используя опыт античного зодчества, Рафаэль создал проект сооружения нового типа, рассчитанного на кратковременные наезды вельможи и приспособленного для отдыха и наслаждения природой. Осуществленный фрагмент (часть центрального круглого двора и одно крыло виллы) свидетельствует об огромном размахе сооружения, органически объединенного с масштабами холмистого склона и подчиняющего полу природный, полу искусственный пейзаж парка, с террас которого открывается великолепный вид. Отделанные стукко и росписями интерьеры широкими арочными проемами открывались на анфиладу висячих садов, под сводами которых таятся гроты и водоемы. Строительство виллы началось в 1516 году. Рафаэль завершил только лоджию в саду – один из наиболее грандиозных залов эпохи Возрождения, украшенный лепниной и великолепными живописными полотнами, воссоздающими элегантную роскошь интерьеров античного Рима. В декоре виллы Мадама Рафаэль использует гротескные элементы – что позже будет применено в знаменитых Лоджиях Рафаэля в Ватикане. Рафаэль были приглашен Папой Юлием II для росписи личных папских комнат (станц) в Ватиканском дворце. В Ватиканском дворце Рафаэль создаёт наиболее капитальное произведение. Содержание этих фресок бесконечно шире их официальной программы (прославление католической церкви и папы римского): в них воспевается идеал свободы и земного счастья человека, всестороннего развития его физической природы и духовных сил. В многолюдных, торжественно-величавых композициях станц действие почти всегда происходит на фоне или внутри ренессансных зданий. Рафаэлю удалось блестяще связать изображенное пространство с реальным, не создав при этом впечатления обмана зрения.
Так называемая Зала подписей (Станца делла Сеньятура) была расписана Рафаэлем в 1507-1511 гг. Здесь Рафаэль представил 4 области человеческой деятельности: богословие ("Диспута"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, Мера и Сила" с примерами из истории светского и церковного права), а также соответствующие аллегорические фигуры, библейские и мифологические сцены (на плафоне). Также Рафаэль вместе со своими учениками расписал Станцу д’ Элиодоро (1511–1514), Станцу дель Инчендио («Пожар в Борго», 1515–1517). Основу, картоны для росписей, эскизы делал сам Рафаэль, не доверяя самой трудной и кропотливой работы кому бы то ни было. Здесь с особой силой проявилось дарование Рафаэля - мастера светотени, находятся фрески на историко-легендарные темы ("Изгнание Элиодора", "Встреча Льва I с Аттилой", "Месса в Больсене", "Освобождение апостола Петра из темницы"). «Трудно найти в истории искусств какой-либо другой художественный комплекс, который бы производил впечатление такой же образной насыщенности в изобразительно-декоративном и идейном плане, как станцы Рафаэля. Покрытые многофигурными фресками стены, сводчатые потолки с богатейшим украшением, выполненным из стука и позолоты и содержащим фресковые и мозаичные вставки, пол красивого узора — все это многообразие нисколько не содействует созданию впечатления перегруженности». Объясняется это тем, что для общего замысла Рафаэля характерна высокая упорядоченность, которая и вносит в этот сложнейший художественный ансамбль невероятную обозримость и ясность. К ватиканским фрескам примыкают работы Рафаэля над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы в праздники (1515-16, итальянских карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон, и др. собрания). Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска "Триумф Галатеи" на вилле Фарнезина в Риме (1514). Важно отметить, что все творения Рафаэля - декоратора отличаются гармоничностью, изящностью форм, богатством фантазии и в то же время изысканной легкостью. Неоценимый вклад в искусство высокого Возрождения Рафаэль внес, расписав по собственным эскизам примыкавшие к комнатам Папы лоджии Ватикана. Лоджии Рафаэля представляют собой длинное помещение, разделенное на множество частей сводами. Стены и своды галереи украшены фресковыми росписями и скульптурными рельефами. Двенадцать из тринадцати сводчатых пролетов, составляющих гармоничную изящную конструкцию Лоджий Рафаэля, украшены фресками на эпизоды из Ветхого завета, а тринадцатый пролет — сценами из Нового завета. На каждом своде помещено по четыре фрески (всего 52 картины на библейские сюжеты в обрамлениях из гротесков). Эти фрески и заключены в рамы различных форм. Вместе они составляют огромное количество изображений, одиночных и групповых, искусно упорядоченных мастерами. Эти фресковые росписи получили название "Библия Рафаэля". Последовательно представлены ветхозаветные события - история Адама и Евы, Всемирный потоп, деяния патриархов (Авраама, Исаака, Иакова, Моисея) и царей (Давида, Соломона). Новозаветные сюжеты - Рождество, Поклонение Волхвов, Крещение и Тайная Вечеря, завершающая цикл. На стене под зеркалами расположены 10 сцен на библейские сюжеты, выполненные в технике гризайли. Кроме них, галерея украшена разнообразными орнаментами (изображения птиц и рыб, зверей и насекомых, цветов, музыкальных инструментов, мифических существ). Мотивы стукковых рельефов и орнаментальных росписей навеяны античными гротесками (название образовано от слова «грот» (подземелье))- декором, обнаруженным в 1480-х годах в руинах "Золотого дома Нерона" и терм Траяна в Риме. Там сохранились фрагменты античных фресок, построенных на сплетениях линий растений. Рафаэль также как и многие художники того времени уделил большое внимание руинам Золотого Дома и в значительной мере возродил и усовершенствовал стиль древних фресок. Росписи выполнены Рафаэлем вместе с учениками в период с 1517 г. по 1519 г. Рафаэля - Комнаты папы в Ватиканском дворце, Лоджии Рафаэля в Ватикане, вилла Джулия, вилла Мадама.
|