КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В№29 Философские концепции бытия1. Онтология; 2. Философия природы. I. Метафизика и онтология (классические и неклассические представления об онтологии) II. Онтология как учение о бытие (основные понятия) III. Категории материи IV. Системная организация бытия, идеи синергетики V. Динамическая организация бытия (движение и развитие, диалектика, принцип глобальной эволюциональности). VI. Пространственно-временная организация бытия. I. Онтология – раздел философского знания, учение о бытии всего сущего, о его сущности и всеобщих принципах организации. Цель: что есть мир?; что такое реальность? и в чем смысл бытия? Онтология – наиболее глобальный раздел, тот раздел, который, прежде всего, связан с метафизикой (А.Родосский «то, что идет после физики»). Метафизика - учение о сущем, о начальном этапе бытия. Понятие философия более широкое (количественно). Логика – раздел философии, но не метафизики. Метафизика – ядро классической философии. C н. I в появляются принципы, относящиеся к метафизике. Основной постулат классической метафизики – тождество бытия и мышления. Метафизическое познание опирается, прежде всего, не на чувство и созерцание, а на умозрение (что чувствуем, что мыслим). Узнаем что первоначало, что сущность. Предпосылки: приоритет теоретического разума, различие феноменального и неуменального бытия. Идеалы классической метафизики: стремление к созданию универсальной теории, которая претендует на описание и объяснение мира в целом, на полную истинность своих положений. Классическая ясность, цель, завершенность – цель. 2 основных этапа: 1) метафизика бытия (эпоха античности – до Нового времени (XVII в.) 2) метафизикосубъект (XVII – сер. XIX в.) XVII в. – абсолютная переориентация философии. В центре внимания – деятельностный субъект – человек, познающий мир (сращение гносеологии и онтологии) → что познает и как это делает. Исчезает понятие субстанции и мн. другое. С сер. XIX в. нач. этап неклассической философии. Рушатся основные классические идеалы (ясности, рациональности). Главное: чувства, наше состояние, сам человек. Появляются антионтологические подходы к человек. Принцип различия мышления и бытия, обращение к повседневности. Обращение к миру, плюаристичность мышления. Неклассическая философия провозглашает преодоление (разрыв с) метафизики. Все классические категории не работают в современной жизни. Основные программы: 1) аналитическая (позитивная), предлагает сциентистский подход. Полная критика метафизики. Философия должна обслуживать научное познание; 2) феноменолого-экзистенциальная программа предлагает отказаться не столько от метафизики, сколько от онтологии; 3) социально-критическая (марксизм и его ответвления). Метафизика не нужна, проблемы онтологии – за рамками философии; 4) Ориентирована на связь философии с наукой, идеи онтологии – ведущие, базовые, но требуется их осмысление. Пример: теория → синергетика – область междисциплинарных исследований, рассматривает (синергетика) все как открытую систему. XIX в. – преодоление идей онтологии. Метафизика бытия началась еще с идей Фамса. 1 задача – из чего все состоит. Его может познать только разум. Уже на уровне античной философии рассматривается бытие с точки зрения его динамики. Второй подход – диалектический. Бытие – изменчиво, переходит из одного состояния во второе. Учение Платона и Аристотеля: Платон: истинное бытие – бытие идей. Вещи – образцы, тени того, что существует в мире идей. Истинное бытие духовно и идеально. Аристотель: подходил более рационально. Бытие – единичное. Вещь создается двумя первоосновами – материей и формой, которая неизменна. 4 причины бытия: 1) материальная; → Создает лестницу. 2) формальная; Вершина – Бог. 3) целевая; 4) динамичная. Средневековая философия . Главное – Бог – единственно истинное бытие. Постигается через разум. Окружающий нас мир – лишь бледное подобие истинного мира. Эпоха Возрождения. Появляется идея натурфилософского пантеизм. Бог пронизывает весь окружающий мир. Картина мира механистична. XVII в. – метафизика субъекта. Новое обоснование онтологических идей в рационализме и эмпиризме. Водится понятие субстанция, как некая первооснова. Субстанция: мыслящая и материальная (Декарт) и монады (множество субстанций) у Спинозы. В Эмпиризме главное – конкретные вещи, единичное фактическое существование (Юм, Геркли). Важнейший этап – идеи Канта и Гегеля. Кант – первый, кто попытался пошатнуть, пересмотреть метафизику (вещь в себе). Гегель пытался возродить идеи метафизики. Возвращается к идеям абсолютного бытия. После Фейербаха начинается эпоха неклассической философии. Основные понятия онтологии Имеет ряд своих основных категорий, понятий: 1) понятие бытия – (Парменид) существование. Бытие фиксирует все, что существует. Одни считают, что бытие – все, что есть, было и будет. Другие считают, что бытие – только то, что есть. Включают и духовное, и материальное, и необходимое, и случайно. Главное свойство – существовать безотносительно к носителю. Просто существует сама по себе. Сейчас в философии существует принцип Ноя - сохранение всего существующего; на Западе – принцип бытия. 2) понятие небытия – отсутствие, нереальность. Бытие и небытие связаны между собой. Небытие – безусловно творческое начало: всегда забирает бытие и рождает его. Лао Цзы: «Небытие – мать всех вещей». Есть крайние понятия: 1) абсолютное бытие – то, что трансцендентно бытию (в религиозной философии – Бог, у Гегеля – абсолютная идея; в марксизме – материя); 2) абсолютное небытие – ничто. Нет точки соприкосновения между ничто и небытием. Ничто → есть отрицание всей совокупности сущего, ничто – вечно молчание, исчезновение. Когда мы подходим к ничто, нас посещает ужас от осознания беспомощности. 3) Субстанция (понятие появилось в средние века). Особенно активно этим понятием Р.Декарт. Субстанция – подлежащее, незыблемая основа всего. Он нее зависит все, она – ни от чего. Концепции монизма, дуализма, плюрализма возникают в зависимости от количества субстанций. Моно – Бог, дуализм – Декарт, плюрализм – Лейбниц. 4) Материя – очень близко сходится с понятием субстанция. С точки зрения того, что понимается под субстанцией (дух. или матерю) философов делят на идеалистов и материалистов. Понятие «материя» появляется еще в эпоху античности (субстрат; то, из чего состоят вещи). Материя – первое вещество. 3 основных этапов в понимании материи - 1-й этап: материя – вещь (античность) + Аристотель, Платон. - 2-ой этап: материя – свойство (Новое Время – к. XIX в.) Декарт (носитель свойств – эфир, потом – теория атомов), эпоха Просвещения. - 3-ий этап: материя – отношение (этап связан с марксизмом) – субъектно-социальное отношение; по Ленину: материя – объективная реальность, данная нам в ощущениях. Единство вещей, поля, плазмы – материя, порождаемые флюктуациями вакуума. Соврем. + информация. Форма бытия. Существует 4 формы: 1) бытие «первой и второй природы» 2) бытие человека (сочетает духовное и материальное) 3) бытие идеальное (идеи, стихи, цели, взгляды) 4) бытие общества (социальное) → бытие человеческих коллективов.
|