Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Религиозная философия в современной культуре




В№26. Сциентистская группа:

Позитивизм Ориентируются на науку, или пытаются

Феноменология построить философию как точную

Структурализм (пост-) науку (как математика); идет акцент на

Герменевтика рациональность

Антисциентистская группа:

Религиозная философия Философия – не точная наука;

Экзистенциализм в противоположность

Фрейдизм сциентистской группе.

Неофрейдизм

Философия постмодернизма (постмодерна) – среднее между сциентизмом и антисциентизмом.

В№24. Экзистенциализм (одно из самых популярных сейчас (берет начало с Кьеркегора). Возникает в н. XIX в.

2 волны: - по итогам I мировой войны;

- по итогам II мировой войны (представители еще живы). Связан с переживанием людей.

3 волна – 50-60-е годы.

Отказ от рационального. Если опираться на «рацио» оставим за пределами все человеческое. «Нет» проблемам бытия, познания – они надуманны, «Да» - проблемам человека, личности.

Анализ модусов человеческого бытия объединяет всех экзистенциалистов: совесть, ответственность, страх, одиночество, раскаяние ← модусы.

+ общий язык (форма изложения своих мыслей). Их философские теории изложены в форме эссе, романов, используются афоризмы, метафоры.

+ само название (экзистенция – существование ← проблема, которой уделяется больше всего внимания).

Существование предшествует сущности (не религиозные). Человек рождается, но еще не человек. 2 ветви экзистенциализма: 1) религиозный;

2) атеистический.

Разница – в понимании сущности трансцендентности. Для религиозных – это Бог, который понимается по-разному (как идея, как религиозный Бог).

Представители – Марсель, Бубер, Ясперс. Говорят о Боге, который создает само существо – человека. Говорят о Боге, как о каком-то идеале, не как о религиозном. Марсель говорит о Боге, как о самом близком друге. Я и ты – Бог, самый близкий. Ясперс говорит о Боге, который ведет человека по пути истории. Бог везде один, Бог с точки зрения философии. Бога только называют по-разному.

Атеистический экзистенциализм – более яркий. Представители: Хайдеггер, Ортега-и-Гассет, фр. философ Жан Поль Сартр и А.Камю. Очень популярен русский экзистенциализм (Бердяев).

Хайдеггер: самая главная проблема – проблема смысла бытия. Человек, который живет в окружающем мире, вступает в событие с существующим миром. (Событие как соединение человека и мира, который приобретает смысл только с деятельность человека).

Заброшенность – человек одинок в мире (рождается один, умирает один, сам решает проблемы). Проблемы трансцендентной человеческой жизни – диалектика бытия и «ничто» - сфера неизвестного и неосвоенного. Человек постоянно совершает прорывы в ничто и фрагменты неизвестного мира переходят в бытие. Главное - совершенствования, познание.

Хайдеггер говорит о пр. техники. Технику он называет постав. Техника подавляет, порабощает человека. Чем больше она развивается, тем больше она на нас влияет. Человека порабощают, он перестает быть личностью, перестает быть собой. Техника сама себя отрицает.

Ж.П.Сартр. Человек сам строит свою судьбу; человек осужден на свободу, он вынужден решать, думать, действовать в зависимости от обстоятельств. Экзистенциалисты говорят: «Выбирай сам», советы не уместны. Советов лучше избегать. Можно лишь обрисовать картину. Сильному человеку такое положение дает возможность самореализации, а слабого – пугает. Сартр говорит, что экзистенциализм – действие; гуманизм (ты прекрасен и волен решать сам, но и сам за это отвечать).

А.Камю (хорошие книги). Была тяжелая жизнь. Отец умер, еле-еле поступил в университет, заболел туберкулезом + много проблем + умер в аварии.

Убийство – бег от абсурда. Нужно признать некий окончательный смысл мироустройства – Бога, приход к религии (максимально отключаются от абсурда).

«Миф о Сизифе». (поднимание камня на гору). Сизиф в каком-то смысле счастлив: одной борьбы достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Проблема бунта – стремление победить хаос, абсурд. Бунт – объединение людей. Роман «Чума». Главная цель бунта – обновление человека и общества, но с ним нужно быть осторожным (его нельзя строить на абсурде и зле). Фашизм – пример такого бунта.

Ортега-и-Гассет – проблема толпы. Западный человек заболел четко выраженной дезориентацией, не зная больше по каким свойствам жить. Нужен человек, который поведет толпу.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты