КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В№15 Философия эпохи возрождения.Период средневековья – специфическое развитие мысли, посвященное теологии. Даже вопросы, не связанные с теологией, связываются с верой. Философия – и философия и наука. Философия Возрождения – переходный этап от средневековья к Новому времени. Эпоха Возрождения – эпоха поиска метода (XIV-XVI вв. – к. XVI в.). Главная идея – антропоцентризм. Человек – центр мира. Направления философской мысли: 1) гуманистическое – общее название общественной мысли эпохи Возрождения. Представители: итальянец Пикаделла Мираноуа, Эразм Ротердамский, Лоренцо Валло. Идеи: идеи человека, его сущности как единства души и тела (понимаются как в учении Фомы Аквинского), идеи воспитания человека. Изучение внутреннего мира человека: воля, желание и как это соотносится с идеями государства (Шекспир); критика церкви – антиклерикальные идеи. Земное противоречит истинному Богу. Эти идеи переросли в реформацию (протестантизм). Представители: М.Лютер, Ж.Кальвин, У.Цвингли (конспект по культурологи). Философия Возрождения создает свою новую политическую философию: общественное устройство. Политическая философия разноплановая. 1) утопические идеи (Томас Мор, Томазо Компанелло). Общность жен и детей, казарменный социализм – утопия. Т.Компанелло – каждому по потребностям. Главный закон: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе». 2) идея сильного централизованного государства. К этой цели можно идти разными средствами. Представитель: Николо Макиавелли («Государь» - работа). Разбирался с проблемой власти (как она завоевывается, удерживается, теряется), Правитель должен быть и львом, и лисицей. (Макиавеллизм для некоторых – крайность, т.к. «зрит в корень» - говорит правду»). 3) 3 блок идей: размышления о природе, о методе, об устройстве мира, которые связаны с идеями пантеизма (нового понимания соотношения Бога и природы). Бог не вне мира, а «разлит» в мире, находится в каждой вещи. Миры человеческий и божественный в Средневековье не сливаются. В эпохе Возрождения Бог пронизывает всю природу. Философский пантеизм – попытка, не изгоняя Бога, перейти от религиозного понимания Бога к философскому. Представитель: Николай Кузанский; представитель натурфилософии: Николай Коперник, Джордано Бруно, Кузанский - кардинал католической церкви. Интересовался проблемами астрономии, математики, по-новому взглянул на мир, стоит на позиции пантеизма. 4) идея развертывания: Бог есть все, но в свернутом виде; мир разворачивается; человек – микрокосмос, для которого характерна полнота совершенства, которая свойственна не каждому человеку, а человечеству в целом. Идея актуальной и потенциальной бесконечности. Совпадают абсолютный максимум и абсолютный минимум. Если бесконечно увеличивать окружность, то она переходит в бесконечную прямую. Все совпадает (и R, и d и т.д.). Т.о. абсолютный минимум совпадает с абсолютным максимумом. В Средние века появляются протоученые, приближающиеся к этой идее. Парацельс: весь мир одушевлен, пронизан магическими нитями, в каждой вещи есть одушевленное начало. Если мы познаем это, то будем владеть миром. Н.Коперник и Дж.Бруно. Их идеи – протонаучные теории (не совсем философия). Н.Коперник (система гелиоцентризма). Земля – не центр, Солнце – не вокруг Земли, а в центре. Появилась модель планетарной демократии (человек пересматривает свои взгляды). Учение Коперника – смена картины мира, поворот в сознании, изменение окружающего мира. Дж. Бруно (закончил жизнь на костре): мы не центр Земли, а пылинка. Наша солнечная система – 1 из многих. Нельзя говорить о конечности пространства, можно говорить только о бесконечности, в каждом направлении которой действует одни закон. Материалистический пантеизм: Бога отождествляют с природой, с явлениями, с материей. Подорвал основы целой эпохи. 3 основные идеи: 1) гуманистический антропоцентризм; 2) натурфилософский пантеизм 3) становление политических идей, согласно которым человек – творец своей судьбы, создатель общества с его законами.
|