КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В№5. История философии. Философская мысль Древнего Востока.1) Философская мысль Древней индии 2) Философская мысль древнего Китая.
I. Родина философии – древняя Греция (складывались древние знания, основные принципы). На Востоке философская мысль сращена с мифом. Философские мысли – часть, пояснения к книгам. На рубеже III - II тыс. до н.э. пришли на территорию древней Индии племена ариев. Примерно в это время были созданы Веды (стержень всей индийской культуры). В Ведах преобладает гимн, но все основные философские идеи уже были заложены 1) ригведа; 2) сам-веда; 3) яджур-веда; 4) атхарва-веда. Сборник этих частей – Шрути – священное писание. Позже на основе Вед формируются 3 группы текста, которые можно понимать как растолкование Ведов: 1) брахманы (священные тексты); 2) араньяки (лесные книги – написаны отшельниками); 3) упанишады («сидящий у ног учителя» - философские комментарии к Ведам (как развивался мир? Кто основал?)
смрити (обдуманное) Противостояние 2-х понятий: Брахман (бесконечное, вечное и непостижимое начало) и Атман. Брахман – творец, хранитель и разрушитель (совокупность всей космической энергии, начало и конец всего, наиболее полное реальное бытие). Атман – проявление Брахмана (реальное) – олицетворенное с индивидом (душа человека). Необходимо освободить Атман от всяких оболочек (физической). Брахман – все и ничего. Тот, кто безрассуден, погружается в колесо сансары (цепь перерождений, в которую попадает Атман). Цепь перерождений зависит от кармы – результата мыслей, поступков и действий человека. Происходит перерождение жизни. Чтобы вырваться от сансары (мокша – состояние, когда душа вырвалась из колеса сансары) нужно освободить Атман (переход в Брахман). Бхадавадгита (философские идеи): - проблемы сансары; - проблемы мокши; - Брахман и Атман. На рубеже VI –VII в. До н.э. – II этап развития философии др. Индии. 2 направления:
астика настика Следует философским идеям из Вед. Те школы, которые отходят от Школы: 1. ведантизм, 2. йога, санкхья, Вед (предлагают что-то новое) 3) ньяя, вайшешика, школы: 1) джайнизм 2) чарвака- 4) миманса локаята (учили от Вед) 3) буддизм Веданта (ведантизм) – опирается на упанишады (Шанкара – философ). Идеи Шанкара – все в мире – порождения Брахмана. Брахман – абсолют, а атман – человеческая душа, воплощение, реальное проявление Брахман – весь мир – не более чем иллюзия (майя). Майя обманчива, переменчива. Настоящее – душа, а самое настоящее – Брахман. Можно познать истину, настоящее. Главный путь познания истины – шрути (священное писание): - познание – чувственные ощущения (иллюзии) - сновидения – тоже обман. Познать истину, вести праведную жизнь – тогда Атман сольется с Брахманом и станет единым целым. Школа миманса очень близка по идеям к шанкаре и веданте. Школы ньяя и вайшешика ориентируются на проблемы познания (что такое этот мир?) + школы пуруша (дух, духовное) и пракрити (материя и реальное) йога – практический путь к самосовершенствованию 8 путей, при помощи которых можно возвыситься над колесом сансары. Санкхья – теоретически объясняет йогу. Джайнизм (Джина Махавир) – у всего в этом мире есть душа. Самое главное в жизни – аскетизм (постоянно очищать свою душу) «… это поможет освободиться от липкой кармы». Чарвака-локаята – все в мире материально, нужно жить и наслаждаться. Буддизм – освобождение от всего – религиозно-философское учение. Душа человека состоит из дхармы (они постоянно меняют свои сочетания). Весь мир – непостоянен. Человеческий мир – непознаваемый лабиринт, а его восприятие – иллюзия. Буддизм выстраивает систему учений. 4 истины буддизма: 1) в мире есть страдания, которые являются универсальным свойством человеческой жизни. 2) причины страданий – наши желания. Человек увлекается переменчивым миром. 3) Можно прекратить страдания еще в настоящей жизни → надо попытаться контролировать свои желания, + от внешнего мира уйти в себя. 4) есть благородный восьмеричный путь, ведущий к нирване: 1) правильная вера; 6) правильное усилие; 2) правильная решимость; 7) правильно направление мысли; 3) правильная речь; 8) правильное сосредоточение 4) правильное поведение; (владение психотехникой) 5) правильный образ жизни; Эти истины затем были не совсем правильно истолкованы. Хинояма – развивала идеи Будды. Махаяна – популяризировала буддизм. Вывод: Индийская философия – комментарии к ведам, источников много, но они литературно-философские и определенных философов нет. Индийская философия является продолжением мифа и религии.
II. Философия Китая схожа на древнеиндийскую, но в китайской философии больше имен. Школы: - даосизм (Лао-цзы) старый ребенок - конфуцианство (Конфуций) - легизм (Гуань Чжун) философская школа закона; на 1-ом месте – юридические законы - моизм (Мо-дзы). Главное – всеобщая любовь и взаимная выгода. Главный принцип политической действительности – всеобщая любовь и всеобщее благо. Вся философия Китая направлена на политику, идеологию и государственную власть
|