Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



В№35 Философия природы. Общее понятие природы.




Читайте также:
  1. I. Понятие города и его категории
  2. I. ПОНЯТИЕ МАТРИЦЫ.
  3. I.2.1) Понятие права.
  4. II. Общее экономическое районирование СЛАЙД
  5. II.5.1) Понятие и система магистратур.
  6. II.6.1) Понятие юридических лиц.
  7. III.2.1) Понятие преступления, его основные характеристики.
  8. III.4.2) Понятие и форма вины.
  9. IV.2.1) Понятие и классификация исков частного права.
  10. V 1: Понятие как форма мышления

Используются 2 уровня понятия природы. В широком смысле - рассматривается философия, в узком – наука. В широком смысле природа – универсум, космос; в узком – окружающий нас мир.

2 уровня развития:

1) неживая природа (абиотическая материя);

2) живая природа (биосфера)

Каждый уровень имеет свой структурный ряд. Для неживой природы – это вакуум – особое состояние материи, атомы, молекулы, макротела в различных агрегатных состояниях, планеты, звезды, галактика. Для живой природы – протоплазма, клетка, организм или особь, вид или популяция, биоценоз, биогеоценоз, эквивалентом которой может служить экосистема.

Неживая природа – более костна, постоянна, закрытая система, более узкий уровень развития природы. Вернадский посвятил свои труды неживой природе. Неживую природу однозначно отделить от живой невозможно..

Для живой природы человеческая деятельность является стержнем (очеловечена). Изучение возможно с позиции синергетики (все в мире системно, основная часть систем – открытые, неравновесные – и есть природа). малые отклонения оказывают существенное влияние на целую систему.

Изменение представлений о природе в истории человечества. В ходе развития человечества менялись и представления о природе, что обусловило изменение представлений человека о себе. Существенные отличия сложились между восточными и западными мнениями. Восточные более консервативны. Западные кардинально менялись.

Восточное восприятие природы: природа – гармоничный организм, действующий по своим законам. Человек – часть организма, никак себя не выпячивающая (хотя может быть и очень важная). Принцип действия человека – принцип взаимодействия с природой (созерцает, наблюдает). Человек – активное начало. преобразовывая природу – не навреди, не поломай с ней связей. В древней Индии – принцип Ахимса: человек – часть природы, нельзя причинять ей зло, т.к. зло вернется к тебе. Западное восприятие стало подобным только в ХХ в. В др. Китае: человек связан с природой, природа с Дао, Дао – бесконечно. Не навреди в своем собственном доме. Китайцы практичны очень. Принцип коэволюционной зависимости. Это мировоззрение сохраняется с небольшими изменениями.

Западное восприятие.

1) мифические представления: есть единый универсум, которым правят мудрые и правильные законы и человек должен вливаться в природу. Античность: философское осмысление природы. 2 основных принципа: 1) принцип космизма: природа – едина, гармонична (милетская школа – Анаксимен, Анаксимандр; пифагорейская школа; идеи Эмпедокла). 2) принцип антропоморфизма (природа рассматривается по аналогии с человеком). Человек выделил себя из природы, упростил ее понимание.



Это базовые принципы в понимание природы. Аристотель – очень важная часть в понимании природы. Лестница бытия от неорганической природы до органической природы и до человека (вершины развития природы).

Средневековье: 1 постулат: природа – божественное творение; 2 постулат: вершина творения – человек. Человек – природно-божественное существо. Божественная часть возвышает, природная – неизменная, т.о. природа – неизменная часть.

Новое время: все идеи и представление о природе были созданы в эп. Возрождения. Человеку почти все позволено и доступно. Предполагалось, что природа и ее ресурсы неисчерпаемы. В Новое время складывается принцип утилитаризма («Природа не храм, а мастерская, в которой человек работает» Такая точка зрения сохранялась до сер. ХХ века. Но с назреванием глобальным проблем мнение изменилось. Идеи географического детерминизма существуют в Новое время. Природа и общества – единый механизм. На общество оказывают влияние климат, наличие океана, моря, солнечная активность (Монтескье – «О духе законов»). Законы государства напрямую связаны с природой. Мечников – «Цивилизация и великие реки». Гегель – «Природа – база, на которой происходят события».



Специфика понимания природы в русской философии. Очень многие идеи, которые были развиты русской философией, создали основу современному пониманию природы. Соловьев. Идеи регистрации природы, мудрого управления всеми природными силами + космическими, диалогические идеи (философия русского космизма, Рерих, Бловацкая, Чижевский, Умов, Филатов). Говорит о влиянии солнечной активности на людей (повышается давление, многие заболевания).

Филатов: человек должен относиться к природе с определенными этическими принципами. 1 ступень: первобытная стадия: человек – часть экосистемы; 2 ступень: человек должен взять на себя роль хозяина жизни (любить все живое и неживое).

Вернадский: вводится понятие ноосферы – высшая стадия существования биосферы. Ноосфера связана с разумной деятельностью человека, определяет стратегическую линию развития природы. На сегодняшний день трудно говорить о ноосфере, т.к. люди еще глупо ведут себя. Представления о природе современного общества (вт. пол. ХХ в.) отличаются от предыдущих. Человек много навредил, природа дает отклик, человек не может с ней справиться. Началась мощная серия катаклизмов неимоверной силы. Сможет ли природа восстановить разрушенное? Поможет ли ей человек? И как? Основы нового видения природы заложены русской философией XIX-XX вв., трудами Вернадского, идеями географического детерминизма.



Французский ученый Тейяр де Шарде (умер в 1955 г.) – новое понимание природы и развития человека. Предлагает идею ноосферы, вводит идею совместной эволюции человека и природы. Природа – организм, который пронизан божеством и устремлен к совершенству. Эволюция природы (христогенез), на вершине природы – человек, с возникновением которого происходит потрясение всех сфер жизни, формируется ноосфера. Как только человек возник, он становится точечным центром (энергетическим) вселенной. Эволюция должна придти к точке омега – христианский Бог. Человек ведет за собой весь эволюционный процесс.

Французско-немецкий мыслитель – Альберт Швейцер: принцип «Благоговения перед природой». Мы только 1 из форм жизни, человек создан не для того, чтобы ее разрушать. Идея существования этосферы – высшая точка развития биосферы; оптимальная модель развития человечества и природы вместе. Следующая ступенька – сфера (соблюдение принципа доброго отношения к жизни, аккуратного использования ресурсов).

Принцип коэволюции человека и природы (Тимофеев – Ресовский). Изменяя природу параллельно человек должен изменяться сам. Основы государственных программ по экологической ситуации были заложены в 1992 году.

Философия сознания

Одна из самых спорных форм философского сознания.

1) Проблема сознания и основные подходы

2) Генезис сознания (сознание и отражение)

3) Психофизическая проблема сознания и науки. Психосоматическая медицина и психоанализ.

4) Структура и характеристики сознания

5) Социокультурная природа сознания

I. Проблема: Что такое идеальное? Каков его статус? 2 уровня понимания идеального:

1) объективное идеальное; идеально, которое объективировано. Существует идеальное, которое ни с чем не соприкасается (Бог). В философии – абсолютная идея. Мышление – проявление всеобщего коллективного человеческого разума.

2) субъективное идеальное. Существует идеальное в индивидуальном сознании. У каждого есть свое идеальное, свое мышление, свои мысли. Еще в античной Греции философы разделились на 2 лагеря по пониманию идеального: 1 лагерь (линия) Демокрита (материалистическая); 2 линия Платона – идеалистическая. Выше всего – идея.

В истории классической философии сложились 2 школы в понимании понятия сознания:

1) субстанциональная (связана с идеалистами);

2) натуралистическая функциональная (связана с материалистами).

Субстанционный подход – сознание связано с разумом. Самый старый поход. Сознание – это что-то самостоятельное, отдельно существующее от тела (Платон – сопоставление 2-х миров). В античности в основном придерживались субстанционного сознания. Сознание связывает человека с объективным и реальным.

В средние века сложилось представление об универсальном, объективном существовании идеального, существующего в индивидуальном сознании.

Декарт, Лейбниц, Спиноза: сознание – основа духовной материи. Оно не делается человеком, не воспитывается, а дается. Сознание по Канту и Гегелю никак не связано с деятельностью человеческого мозга. Тоже придерживаются этого подхода.

Структуралисты (постструктуралисты): существует идеальная реальность, которая определяет человеческое сознание.

Натуралистическое функционирование связано с материалистической линией. Сознание - отражение окружающей реальности. Свойственно для «вульгарного» материализма, фр. и англ. материализма (Гоббс, Локк и т.д.), диалектического материализма (Маркс, Энгельс), научного материализма (Армстронг, Форг, Марголи). Популярен в научной среде. Сознание – функция матер. систем, мозга. Популярно в позитивизме. Обе школы существуют до сих пор.

Неклассическая философия предлагает 2 новых подхода:

1) экзистенциально-феноменологический (ЭФП);

2) психоаналитический.

Фрейд открывает феномен бессознательного. Марксизм говорит о социальной природе сознания. Иррационализм говорит от иррациональных основах человеческого бытия, акцент делается не столько на разум, сколько на эмоции, чувства.

Современные трактовки. Говорится не собственно о сознании, а о психике в целом. Некорректно противопоставлять сферу сознания и материализма. Субъективный метод самонаблюдения подвергается критике. Как только начинается анализ, теряется все субъективное, индивидуальное.

Экзистенциально-феноменологический подход: соединение экзистенциализма и феноменологии.

1) (Бусер). Феноменология сделала своим предметом изучения – сознание. Нет просто сознания, есть сознание «О», о чем-то, о ком-то. Сознание всегда направлено на объект.

2) Сознание нельзя сводить к разуму (– более широкое понятие: поток мыслей, идей).

3) Сознание рассматривается только в уникальности бытия человека, который запрограммирован окружающий миром. В сознании изначально закладываются определенные программы.

Главный метод, который приведет к результату – метод редуцирования сознания, очищение сознания, всего, что является внешним, оставить сознание в чистом виде.

Экзистенциализм близок феноменологии. Экзистенциализм считает, что нет практического сознания в чистом виде. Сознание – поток: мыслей, идей, образов. Человек через сознание постигает себя. Наличие сознания собственного дает право человеку быть человеком. Только благодаря сознанию весь мир существует для нас. Сознание нужно понимать, объяснять, чувствовать и анализировать.

Психоанализ – шире, чем сознание. До Фрейда понятие отождествлялись. Впервые идеи психоанализа появляются в работе «Я и Оно».

3 слоя: «оно» - глубинный, бессознательный

«я» - тонкая прослойка, посредник

«сверх я», «супер ЭГО» - поверхностный.

2 уровня бессознательного: 1) скрытый (латентное бессознательное) - глубоко

2) буферный уровень существует.

Нужно вытащить все из бессознательного.

У Юнга бессознательное определяется на глубинном уровне человеческих идей. Эрих Промм, Карен Хорни – последователи идей Фрейда. Рассматривают бессознательное. Эрих Пьер ориентирован на культуру, политику. Карен Хорни ориентирован на то, каким человек рождается, в каком окружении. Слои между собой крепко сцеплены. Исследование всех проявлений человеческого сознания: снов, жестов, оговорок; + все бессознательно сделанное человеком.

Психоанализ сегодня далеко вышел за рамки, изучаемые Фрейдом.

II. Если мы стоим на идеальной позиции, считая, что сознание связано с душой, то говорить о развитии сознания нельзя. Сознание как отражение, как эволюция отражения (материалистический подход).

Теория отражения – найти предпосылки сознания в эволюционном. Отражение – свойство материальных систем, изменяясь под влиянием внешних воздействий, но сохраняя структурную определенность, фиксировать в своих внутренних изменениях характер внешних воздействий. Лейбниц (религиозный) впервые начал говорить об отражении. Главное свойство монад – способность запечатлевать характер внешних воздействий. Рассматривают 3 вида отражений: 1) неорганическое отражение; 2) органическое отражение; 3) социальное отражение – форма индивидуального и общественного сознания.

Неорганическое отражение: отпечаток листа на камне, след на песке и т.д. Отражение в органической природе проходит 3 основные стадии:

1) раздражимость. Характерна для простейших (биологически полезные и вредные факторы среды). Активность проявляется при непосредственном контакте, реагирует как целое.

2) возбудимость, чувственность. Возбудимость – для многоклеточных (адресная ответная реакция).

3) психика. Психическое раздражение – реакция на биотические и абиотические факторы (реакция на различный шорох, запах, цвет).

Существует опережающее отражение. На подсознательном уровне – вписывание в окружающую среду. Психическое отражение на сознательном уровне - индивидуальная вариативность поведения, стремление переделать мир под себя.

Основные признаки, которые характеризуют сознание:

1) целепологание;

2) наличие логического мышления – умение анализировать ситуации, которое не поддается объяснению;

3) самосознание;

4) наличие второй сигнальной системы.

Психофизическая (психофизиологическая) проблема – проблема соотношения сознания и его психологической активности.

Вопрос о соотношении духа и тела. Дух – продукция тела. Сознание - продукция мозга – органа мышления и ощущения. Таки же идеи высказывал Б.Спиноза: Мозг и сознание взаимосвязаны, но нельзя однозначно сказать, что они зависят друг от друга. Сознание – функция мозга. «Мозг и сознание» - Дельгато – пытается проанализировать прямоту связи. Основываясь на многочисленных трудах Дельгато, различных школ современный научный мир решил психофизические проблемы в 3-х вариантах:

1) физиколистский (на нем основывается психиатрия) – связан с физическими и химическими процессами в жизни.

2) бихевиорийский: сознание = поведению, сознание = рефлексу

3) синергетический: мозг рождает свойства, запускает их, координирует их действия.

Еще в древние времени появилось мнение, что нужно лечить не только тело, но и душу. Катарсис – очищение тела. Анализируя эти явления в XIX в., появилось понятие психосоматическая медицина (Иоганн Гейнпрат). Медицина не может больше опираться на лечение тела. Абсолютное большинство заболеваний зависит от состояния психики (туберкулез, эпилепсия и т.д.). Причины болезней: стыд, страх, гнев, злость и т.д. Язва – не столько заболевание тела, сколько заболевание души.

Соматопсихическая медицина – не только психические расстройства ведут к нарушению соматических процессов, но и наоборот, и это более опасно. Александер – современное состояние психосоматики. Главный тезис: неврозы сопровождаются изменением деятельности внутренних органов. В свою очередь многие соматические заболевания сопровождаются психическими осложнениями. Необходимый междисциплинарный подход: соединение психологического, психиатрического и физиологического действий, лечения.

Нельзя говорить только о телесных заболеваниях. Нужно обращать внимание и на психику. Врач должен обращаться внимание на психосоматическую медицину. Современный врач должен быть еще и психотерапевтом.

Суть психоанализа. Существует большое количество заболеваний, в основе которых лежат психические проблемы. Нарушение двигательных функций; когда-то человеку нужно было подавить эти функции, а сама проблема ушла в бессознательное. Желание создать стену между собой и миром – высыпания. Ожирение – неуемное потребление пищи – недостаток чего-либо заполняется пищей. Психоаналитики считают, что современный мир не сможет справиться со многими болезнями, т.к. они имеют социально-политические причины. Их лечат только с участием психоаналитика. Если мы не справимся с психологическим комплексом, мы не справимся с болезнью.

3 основных метода (базовые принципы):

1) катартический метод (катарсис – очищение) –использовала еще античная медицина (очищение души при помощи музыки, общения, обращения к Богу). Сейчас очищение – раскрытие тех проблем, которые существуют у человека на уровне бессознательно. Нужно вытащить их на уровень сознательного. Чем больше проблем, тем более затруднена речь (о них). Нужно обращаться к детству человека, т.к. основные проблемы начинаются еще с детства. Проблемы, которые начались еще с детства, могут стать серьезными болезнями.

2) Метод настояния – каждый пациент неосознанно сопротивляется проникновению в бессознательное. Врач должен найти подход.

3) Метод свободных ассоциаций (то, на что должен опираться психоаналитик) – в психике нет ничего случайного: любой жест, любая оговорка, описка и т.д. Врач должен быть внимательным, заметить это и работать с ним. Сны – королевская дорога в бессознательное.


Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 21; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.021 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты