КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности философской мысли России начала XX века.28. Проблемы экзистенциальной философии в России: Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов. В начале XX века в духовной культуре России происходит мировоззренческий поворот- "религиозно-философское возрождение" (В. Зеньковский). От материализма к религиозному поиску обращаются такие крупные философы, как Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк. Возникают религиозно-философские об-ва. Этот поворот в сознании части интеллигенции оформился в сборнике "Вехи". Символом этой эпохи считается выдающийся русский философ Николай Александрович Бердяев (1874-1948), Он критически воспринял революцию и в 1922 году был выслан из России. Отправной точкой его учения является чел-к. Н. Бердяев отчасти обожествляет чел-ка, рассматривая его как богоподобное существо. Основные темы его ф-и: свобода, творчество, личность. Свобода, согласно ф-и Бердяева, - основа бытия. Учение о вездеприсутствии несогворенной свободы - одна из оригинальных особенностей философии Бердяева. Свобода является основой творчества, подлинное творчество свободно. Творчество - важнейшая религиозная задача чел-ка, его долг. Важное место в творчестве Н. Бердяева занимают проблемы социальной ф-и, ф-и истории. Смысл истории философ видит в конечном торжестве "царства Божьего", но реальная история рассматривается им как история объективации, как " неудача духа", так как " в ней не образуется Царство Божие". Основа истории - это свобода зла. Обостренное внимание Бердяева к проблеме личности, свободы и нравственного выбора позволяет рассматривать его как одного из первых представителей экзистенциальной ф-и как в России, так и на Западе. С традицией экзистенциальной ф-и связано творчество Л.И. Шестова (1866-1938), обратившего особое внимание на трагизм человеческого бытия. Отмечая недостаточность рациональных, научных средств для познания бытия чел-ка, он склоняется к иррационализму. Пожалуй, как никакой другой отечественный философ, Шестов выразил сомнение в возможностях рационального познания в разрешении этических проблем, называя себя "ненавистником разума". Не отрицая значения науки, он подчеркивал ее ограниченный характер, резко разделял разум и веру. Познание подлинного бытия возможно лишь сверхъестественным способом, через Откровение. Шестов — религиозный философ-мистик, но в силу своего скептицизма и экзистенциализма занимает особое место в отечественной ф-и.
29. Философия космизма и ее основные направления: Н.Ф. Федоров, К.Д. Циолковский, А. Л. Чижевский, В.И. Вернадский. С ф-ей всеединства связана и значимая для отечественной ф-и и науки традиция русского космизма. Русский космизм - особое мировоззрение, получившее развитие в XIX - XX в. Его признаками считаются : 1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, чел-ка - в неразрывной связи с космосом 2) активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность чел-ка, в связи с чем предполагается преображение человека? 3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса? 4) признание необходимости соединения усилий людей, единства ("соборности") чел-ва. В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы. В отечественном космизме выделяют религиозно-философский космизм (В. Соловьев и традиция всеединства, Н. Федоров, Н. Бердяев) и естественнонаучный (Н. Умов, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский). Один из наиболее ярких представителей религиозного течения в космизме Н.Ф. Федоров (1829-1903). В работе "Ф-я общего дела " он представил оригинальную религиозную утопию. Мыслитель подчеркивает, что " чел-во призвано быть орудием Божьим в спасении мира ". В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Федоров в основу всей своей системы поставил идею "всеобщего спасения". Своеобразие мысли Федорова заключается в его непримиримом отношении к смерти, необходимости ее активного преодоления. В его известном труде "Философия общего дела" звучит призыв к "действию", а не пассивному созерцанию мира и выражена вера в то, что разум и сознание человека могут сами по себе осуществить эту задачу. Учение К.Э. Циолковского (1857-1935) относится к естественнонаучному направлению, несмотря на его фантастические эл-ты. Мыслитель рассматривает космос как живое, одухотворенное целое ("панпсихизм"), населенное высокоразвитыми живыми существами. Мир и человек находятся в процессе восходящего развития, разум чел-ка - орудие развития. Ученый обосновывает идею заселения человеком космоса, разрабатывает технические проекты. В 1903 году он представил теорию полета ракеты. Наиболее значительный представитель естественнонаучного направления в космизме - В.И Вернадский (1863-1945). Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучению жизни, понимаемой им как космическое явление ("всюдность" жизни). Чел-к рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность. Идеи русского космизма особенно актуальны в эпоху экологического кризиса и поиска путей выхода из него.
|