Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Развитие психологии в эпоху Возрождения.




Читайте также:
  1. I. Духовное развитие
  2. I.3.1) Развитие римского права в эпоху Древнего Рима.
  3. II. Организм как целостная система. Возрастная периодизация развития. Общие закономерности роста и развития организма. Физическое развитие……………………………………………………………………………….с. 2
  4. II. Системы, развитие которых можно представить с помощью Универсальной Схемы Эволюции
  5. III РАСШИРЕНИЕ ГРУППЫ И РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
  6. VI. Развитие навыков счета.
  7. VII. Выполнение задания на развитие внимания, смекалки.
  8. XX столетие нередко характеризуется как "атомный век", что связано не только с появлением атомного оружия, но и с развитием атомной энергетики.
  9. А. Промышленное развитие России в 60— 80-е годы XIX в.
  10. А. Социально-экономическое развитие России. Военные поселения

Период Возрождения был по сути временем возвращения (возрож-

дения) важнейших принципов античной науки, отхода от догма-

тизма и поиска путей наиболее оптимального научного исследо-

вания психических (душевных) состояний. В это же время зародился

новый предмет психологической науки как науки о сознании, окон-

чательно сформулированный уже в Новое время.

Новым аспектом психолого-философских работ того времени стало исследование проблемы способностей, которая наряду с изучением познания была ведущей в то время.

Новую трактовку эмоций и развития аффектов дал в своей работе Бернардино Телезио (1509-1588). Стремясь объяснить психическое из природных законов, он организовал первое общество естествоиспытателей, которое ставило своей целью изучать природу

во всех ее частях, объясняя ее из нее самой. Поэтому на первый

план в его концепции вышло учение о движущих силах, являющихся источником энергии для разных форм развития. В качестве основных он выделил тепло и холод, свет и темноту, способность к

расширению и сокращению и т.д. Эти силы, утверждал Телезио,

находятся во взаимном проникновении, создавая новые образования, связанные с концентрацией определенных сил. Борьба противоположных сил и есть источник всякого развития. Телезио также считал, что главной целью природы является сохранение достигнутого состояния. Таким образом, можно говорить о том, что в его концепции впервые появилась идея гомеостаза, хотя и изложенная на уровне науки того времени. Закону самосохранения, по его мнению, подчиняется и развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс. При этом в положительных эмоциях проявляется сила души, а в отрицательных - ее

слабость, мешающая самосохранению. Разум же оценивает ситуации с этой точки зрения.

О необходимости развивать естественно-научный подход к ис-

следованиям психики писал и известный испанский ученый Хуан

Луис (Людовик) Вивес (1492-1540). В своей работе «О душе и жизни» X. Вивес обосновывал новый подход к психологии как науке эмпирической, основанной на анализе данных чувственного опыта. Для правильного построения понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных

данных - индукцию. Хотя операционально-логические способы



индуктивного метода были позднее детально разработаны Фрэнсисом Бэконом, X. Вивесу принадлежит доказательство возможности и обоснованности логического перехода от частного к общему. Основой такого перехода, по мнению Вивеса, служат законы ассоциаций, трактовку которых он взял у Аристотеля. Ассоциация впечатлений определяет, по его мнению, природу памяти. На этой же основе возникают простейшие понятия, дающие материал для всей последующей работы интеллекта. Наряду с сенсорной стороной душевной деятельности важное значение придавалось и эмоциональной. Вивес одним из первых пришел к выводу,

что наиболее эффективным для подавления негативного переживания является не его сдерживание или подавление разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием. Психологическая концепция X. Вивеса послужила обоснованием для разработки педагогической концепции Я. Коменского.

Хуана Уарте (1530-1592) «Исследование способностей к наукам». Это была первая психологическая работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. В книге Уарте, которую можно назвать первым исследованием по дифференциальной психологии.



Анализ способностей сопоставлялся со смесью четырех элемен-

тов в организме (темпераментом) и с различием в сферах деятель-

ности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление

государством и т.д.), требующих соответствующих дарований.

Основными способностями признавались воображение (фанта-

зия), память и интеллект. Каждая из них объяснялась определен-

ным темпераментом мозга, т. е. пропорцией, в которой смешаны в

нем главные соки. Зависимость таланта от природы не означает, по его мнению, бесполезности воспитания и труда. Однако и здесь имеются большие индивидуальные и возрастные различия. Существенную роль

в формировании способностей играют физиологические факторы,

в частности характер питания.

Уарте считал, что особенно важно установить внешние при-

знаки, по которым можно было бы различать качества мозга, оп-

ределяющие характер дарования. И хотя его собственные наблю-

дения о соответствиях между телесными признаками и способно-

стями очень наивны (он, например, выделял в качестве таких при-

знаков жесткость волос, особенности смеха и т.п.), сама идея о

корреляции между внутренним и внешним была, как показал по-

следующий путь дифференциальной психологии, вполне рациональной.

 

 


Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 10; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты