Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Ф. Бэкон как основатель эмпиризма.




Английский психолог, философ и видный политический деятель

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) принадлежал к знатному английскому

роду.

Задачу науки ученый видел в покорении природы и усовершен-

ствовании человека. Для достижения этого Бэкон разработал про-

грамму перестройки всей системы научного знания, основной

целью которой была борьба с сакральностью, догматизмом и схоластикой. Разрабатывая классификацию наук, он исходил из положения о том, что религия и наука образуют самостоятельные области, их смешение грозит опасностью появления еретической религии или фантастической философии.

Знание нельзя получить в готовом виде, утверждал Бэкон, его

необходимо открывать, извлекать, добывать опытным путем. Поэтому в противовес укоренившимся в науке догмам и умозаключениям, оторванным от реальности, основу знания Бэкон видел в

непосредственном чувственном познании и опыте.

Таким образом, эмпиризм Бэкона не просто чувственное восприятие, а опыт, основанный на эксперименте, именно это дает основание считать ученого основателем эмпирической, экспериментальной науки.

Необходимой предпосылкой как для построения новой науки,

так и для объективного познания является, по мнению Бэкона,

очищение разума от идолов, или призраков. «Учение об идолах»

было одной из важнейших частей его методологии. Он выделял

четыре вида идолов: идолы рода, пещеры, рынка и театра. Первые

два вида идолов Бэкон считает врожденными, вторые два вида -

приобретенными.

Возможность построения новой, объективной науки связывалась Бэконом с необходимостью выработки объективного метода

получения знаний и проверки их истинности. Таким методом, по

его мнению, должен был стать предложенный им опытно-индуктивный метод. Индукция Бэкона предполагала постепенное и непрерывное восхождение от «ощущений и частностей» к общему на основе наблюдения и сопоставления максимально возможного количества фактов, как положительных, так и отрицательных, что позволяло избежать ошибочных обобщений.

Сформулированные Фрэнсисом Бэконом принципы стали общими методологическими принципами построения науки Нового

времени, в том числе и психологии. Значительные изменения в

психологии были связаны и с тем, что Бэкон впервые высказал

идею возможности подлинно научного исследования человеческой

психики. Как приверженец теории «двойственности истины», он

признавал две истины - божественную и научную, философскую.

Деизм Бэкона проявлялся и в его взглядах на «двойственность

души».

Предметом науки Бэкон считал способности души, такие, как разум, воображение, память, воля, влечение, аффекты. Интересно, что

в основу своей классификации наук он положил фундаментальные способности человеческой души - память, воображение, рассудок,

считая главными науками историю, поэзию и философию.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты