КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сенсуализм в психологии. Теория Т. Гоббса.
Томас Гоббс противопоставляет свою теорию концепциям рационализма, господствующим в психологических теориях ученых Нового времени. Основные положения эмпирической психологии Гоббса представлены в первых главах его главного тру- да - «Левиафан» (1651), в произведениях «О гражданине» (1642), «О теле» (1655), «О человеке» (1658). Преодолевая как деизм Бэкона, так и дуализм Декарта, Гоббс отвергал существование разумной души как особой нематериаль- ной субстанции. Согласно его воззрениям, в мире существуют лишь материальные тела, которые движутся по законам механики. Зна- чительное влияние на становление взглядов ученого оказали идеи Галилея, с которым он был знаком лично, а также открытие кро- вообращения соотечественником Гоббса Уильямом Гарвеем. Ме- ханистический детерминизм Декарта в теории Гоббса получил свое законченное выражение в понимании жизнедеятельности человека как процесса, в котором «сердце - это пружина, нервы - нити, а суставы - колеса, запускающие в движение всю машину человече- ского тела». Гоббс пошел дальше Декарта, распространив принцип механистического детерминизма на всю психическую жизнь чело- века, которая в его теории рассматривается как эпифеномен мате- риального мира. Поскольку движение может вызвать только движение, ощуще- ние Гоббс понимал как результат воздействия материального тела на организм, как внутреннее движение. Таким образом, ощущение - это результат, эффект, который произведен внешним предметом в теле. Это своего рода призрак, тень, эпифеномен реальных про- цессов, имеющих материальный субстрат. Подход Гоббса к пони- манию психики, таким образом, как и у Лейбница, развивался в русле психофизического параллелизма. Из ощущений возникают представления, которые следуют друг за другом в таком порядке, в каком сменялись ощущения, состав- ляя цепи мыслей. Впоследствии такую связь назвали ассоциацией. Об ассоциациях писали и Декарт, и Спиноза, и Лейбниц, связывая с ними низшие формы познания, но в теории Гоббса ассоциация стала универсальным законом психической жизни, что послужило основанием для некоторых исследователей считать Гоббса одним из родоначальников ассоциативной психологии. Подвергая критике теорию врожденных идей Декарта, Гоббс последовательно претворял в жизнь линию Бэкона, подчеркивая эмпирическое, опытное происхождение человеческого знания, источником которого служат данные органов чувств: «Нет ни од- ного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущения». С позиций детерминизма Гоббс обращался и к решению проб- лемы свободы воли. Он, как и Спиноза, отвергал свободу воли, подчеркивая, что свобода не противоречит необходимости. Он сравнивал поведение человека с течением реки, вода которой дви- гается свободно и вместе с тем необходимо по своему руслу. Такое же совмещение свободы и необходимости Гоббс отмечал в челове- ческих поступках. Поскольку поведение человека детерминировано внешними причинами, оно всегда необходимо, но в рамках этой необходимости человек свободен в выборе своего поведения. Воля, по мнению Гоббса, является производной от двух основных моти- вов человеческого поведения - стремления (или влечения) и отвра- щения. Одна и та же вещь может вызвать в человеке то влечение, то отвращение, то желание действовать, то желание избежать этого действия. В современной терминологии мы назвали бы это состоя- ние борьбой мотивов, Гоббс называл его размышлением, обдумыва- нием. Последнее побуждение, результат, итог размышления и будет волей (желанием или нежеланием). Только в этом смысле и в этих рамках, с точки зрения Гоббса, можно говорить о свободе воли
|