Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Исследования человеческого познания Дж. Локком.




Продолжателем линии сенсуализма и эмпиризма в психологии

стал известный английский философ и психолог Джон Локк (1632-

1704), в теории которого это направление окончательно оформи-

лось в своем классическом варианте.

Медицинский и, главное, педагогический опыт Локка оказал

существенное влияние на его теоретические воззрения, утвердив

его в мысли о прижизненном характере понятий и убеждений чело-

века

Постулат Локка гласил, что «в сознании нет ничего, чего бы

не было в ощущениях», поэтому исходным пунктом теории Локка

стала критика концепции врожденных идей. Прежде всего критическому анализу Локк подверг утвердившиеся в науке критерии врожденного знания, такие, как его первичность по отношению к остальному, неврожденному знанию и всеобщее согласие людей в отношении его истинности. Доказательство отсутствия какого-либо врожденного знания Локк построил на данных этнографии, медицины, детской психологии. Он говорил о том, что, если бы врожденные идеи существовали, они были бы известны и ребенку, и взрослому, и идиоту, и представителям народов, стоящих на

низкой ступени развития. Логические и теоретические истины,

которыми пользуется взрослый человек, остаются за гранью их

понимания ребенком или идиотом.

Локк доказывал, что не существует не только общих врожденных теоретических и логических знаний, но и общих практических

истин. У разных народов разные языки, разные политические и моральные убеждения, законы и представления о добре и зле, которые

могут быть иногда прямо противоположными. Более того, моральные представления различны и у разных слоев населения, и у отдельных лиц.

Критика теории врожденных идей стала у Локка основой для построения сенсуалистической теории познания.

Локк считал, что психика, сознание человека при рождении - это чистая доска, «tabula rasa», которую жизнь заполняет собственными письменами.

Иногда он также проводил сравнение с чистым листом бумаги или

с пустой комнатой. Обращаясь к идее о происхождении человече-

ского знания, Локк утверждал, что наше знание (логическое, теоре-

тическое, этическое) проистекает из опыта, из наших ощущений,

которые и составляют основу разума.

Единственным источником нашего знания Локк считал чувственный опыт человека. Он выделял два вида опыта - внешний, или ощущения, и внутренний, или рефлексию. Внутренний опыт, или рефлексия, дает человеку знание о самом себе, о различных процессах сознания и понятии об этих процессах. Важно подчеркнуть, что рефлексия в теории Локка - это тоже опытное, а не рациональное знание, как у Декарта или Спинозы.

Ощущения дают нам знания об окружающем мире. Являясь

начальным этапом познания, ощущения поставляют информацию

о конкретных свойствах окружающих нас предметов. Однако, доказывая основополагающую роль ощущений, Локк рассматривал их как пассив-

ный процесс, в результате которого появляется более или менее

точная копия (идея) вещи. Отрицание активности ощущений и

привело Локка, как будет показано ниже, к отрицанию их объек-

тивности и мнению о невозможности познать окружающее.

Идеи, которые человек получает из двух источников опыта -

ощущений и рефлексии, Локк охарактеризовал как простые идеи.

Они являются основой нашего знания.

В результате различных логических операций и способности к

абстрагированию из простых идей образуются сложные идеи, общие понятия, которые не могут возникнуть непосредственно из

ощущений и рефлексии. Рассматривая процесс познания как ре-

зультат взаимодействия между человеком и природой, Локк под-

черкивал, что это взаимодействие приводит к реальному знанию,

которое представляет собой соответствие между идеями и предме-

тами природы. Если такое соответствие достигнуто, человек при-

ходит к истинному знанию. Однако это соответствие, по мнению

Локка, практически недостижимо, так как субъективность ощу-

щений он отрицал, а полной объективности в данных органов

чувств, как показали его исследования, не существует. Так он при-

шел к выводу о том, что внешний мир, в отличие от мира внут-

реннего, полностью не познаваем.

Таким образом, доказывая неограниченные возможности опыт-

ного знания, Локк недооценил значение активности человеческого

познания, о которой писал Лейбниц. Поэтому он, вслед за грече-

ским ученым Демокритом, пришел к выводу о существовании пер-

вичных и вторичных качеств предметов. Первичные качества нахо-

дятся в самих вещах и являются их реальными качествами. К ним

Локк относил протяженность, плотность, движение, покой, форму,

число. Они всегда объективны и не зависят от восприятия челове-

ка. Вторичные качества не находятся в предметах, их возникнове-

ние связано со спецификой органов чувств. Это цвет, запах, вкус,

т. е. качества, которые существуют только в сознании человека и

которыми он наделяет предметы. Кроме первичных и вторичных

Локк выделял третичные качества, которые рассматривал как ре-

зультат взаимодействия предметов и называл «способностями»,

или «силами». Примерами третичных качеств являются способ-

ность солнца делать воск белым, способность огня делать свинец

жидким.

Эти размышления привели Локка к выводу о том, что в стро-

гом смысле предметом познания и критерием его истинности слу-

жат не отдельные идеи или отношения их к вещам, но только от-

ношения согласия или несогласия между нашими идеями. Исходя

из этого, по степени истинности Локк выделял три вида знания.

Высшую ступень представляет знание интуитивное, когда душа

сразу усматривает согласие или несогласие двух представлений.

Оно является самым достоверным, поскольку предполагает ясное

видение отношений между идеями. Прежде всего, это знание чело-

века о самом себе. Вторая ступень - это демонстративное знание,

которое состоит в усмотрении необходимых отношений между

идеями посредством других идей. Оно вполне достоверно, так как

достоверно интуитивное знание, которое лежит в его основе. Одна-

ко, поскольку демонстративное знание - это выводы и доказатель-

ства, которые требуют напряжения внимания и памяти, оно может

быть и ошибочным, причем чем больше число опосредующих пред-

ставлений, тем больше вероятность ошибки. Поэтому оно и ставит-

ся Локком на ступень ниже интуитивного. К этому роду знания он

относит познание Бога, этические и математические понятия. Низ-

шую ступень составляет сенситивное знание, при котором сравне-

ние представлений связано с теми данными, которые были по-

лучены органами чувств. Это наименее достоверное знание, по-

скольку разум не усматривает никаких необходимых связей между

идеями вещей и их реальным существованием. Поэтому-то знания

о внешнем мире наименее достоверны из всех трех видов челове-

ческого знания. Но все же связь между вещами и их идеями вос-

принимается ясно, поэтому полученное представление является

знанием, а не мнением.

Результатом этих рассуждений стал вывод Локка

о частичной познаваемости внешнего мира, что серьезно отличало его учение от позиций рационализма. В то же время, отрицая существование бессознательного, Локк считал, что свой собственный внутренний мир

человек может познать полностью и объективно с помощью рефлексии, т. е. субъективное, личное знание достоверно только в от-

ношении внутреннего мира человека.

Этот подход позволил Локку составить одну из первых классификаций наук, выделив различные виды знания (математику,

этику, богословие и т.д.) и описав различия в процессе построе-

ния аксиом этих наук и степени их достоверности.

Важным моментом для последующего развития психологии

является тот факт, что Локк ввел в психологию термин ассоциация,

подразумевая под ним понятие, которое существовало в науке еще

со времен Аристотеля. Под ассоциацией ученый понимал неверное соединение в уме идей, которые не связаны друг с другом и не

зависят друг от друга, противопоставляя тем самым ассоциативные

связи связям на основе разума. Локк видел в них причину челове-

ческих предрассудков и заблуждений.

Локк заложил основу нового, эмпирического направления в

психологии.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 608; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты