Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ИСТОРИЯ КАНОНА СВЯЩ. КНИГ НОВ ЗАВЕТА




Новозаветные свящ. книги все явл-ся каноническими. Каноническое достоинство эти книги приобрели сразу после своего появления в свет, ибо всем известны были высокоавторитетные имена их авторов. Замечательно в этом отношении свидетельство св. Ап. Петра в его 2-м соб. послании (3:16), где он говорит, как уже об известных ему, «всех посланиях» св. Ап. Павла. Написав послание для Колоссян, св. Ап. Павел дает распоряжение, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви (Кол. 4:16). Мы имеем множество доказательств того, что Церковь всегда и с самого начала признавала каноническое достоинство известных нам в настоящее время новозаветных свящ. книг. Если же и существовали сомнения относительно нек-рых из книг, на что любит ссылаться так наз. «отрицательная критика», то эти сомнения принадлежали частным лицам и не разделялись всею Церковью.

Уже в писаниях «мужей апостольских» мы находим отдельные изречения из всех почти известных нам новозаветных книг, а в нескольких отдельных книгах мужи апостольские дают прямое и ясное свидетельство, как о книгах, несомненно имеющих апостольское происхождение. Так напр., отдельные места из новозаветных книг встречаются у св. ВАРНАВЫ, спутника и сотрудника св. Ап. Павла, в его послании, у св. КЛИМЕНТА РИМСКОГО в его посланиях к Коринфянам, у свщмч. ИГНАТИЯ БОГОНОСЦА, Епископа Антиохийского, бывшего учеником св. Ап. Иоанна Богослова, в его 7 посланиях, из коих ясно видно, что ему хорошо были известны все 4 Евангелия; у свщмч. ПОЛИКАРПА, Епископа Смирнского, также ученика св. Иоанна Богослова, в его послании к Филиппийцам, и у ПАПИЯ, Епископа Иерапольского, тоже ученика св. Иоанна Богослова, в его книгах, отрывки из к-рых приведены Евсевием в его Истории Церкви.

Все эти мужи апостольские жили во 2-й половине 1-го и начале 2-го века.

Множество ссылок на новозаветные свящ. книги и выписок из них мы находим и у несколько более поздних по времени церковных писателей – апологетов, живших во 2-м веке. Так, напр., св. мч. ИУСТИН - ФИЛОСОФ в своей апологии «Разговор с Трифоном-иудеем» и прочих сочинениях приводит до 127-ми еванг. текстов; свщмч. ИРИНЕЙ, Епископ Лионский, в своем сочинении «5 книг против ересей» свидетельствует о достоверности всех 4 наших Евангелий и приводит огромное количество дословных из них выписок; ТАЦИАН в своей книге «Речь против эллинов», обличая безумие язычества, доказывает божественность свящ. Писания, приводя тексты из Евангелия; ему же принадлежит 1-я попытка составления свода всех 4-х Евангелий, известного под названием «ДИАТЕС-САРОНА». Знаменитый учитель и глава Александрийского училища КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ во всех дошедших до нас своих сочинениях, как, напр., «Педагог», «Смесь или Строматы» и др., приводит многочисленные места из новозаветных свящ. книг, как из таких, подлинность к-рых не подлежит никакому сомнению. Языческий философ АФИНАГОР, приступивший к чтению Свящ. Писания с намерением писать против христианства, но сделавшийся вместо этого блестящим апологетом Христовой веры, в своей апологии приводит целый ряд подлинных изречений Евангелия, поясняя при этом, что «ТАК ГОВОРИТ ПИСАНИЕ». Св. ФЕОФИЛ, Епископ Антиохийский, в дошедших до нас «Трех книгах к Автолику» делает много дословных ссылок на Евангелие, а, по свидетельству блаж. Иеронима, им был составлен свод всех 4-х Евангелий и написан «Комментарий на Евангелие».

От ученейшего церковного писателя ОРИГЕНА, жившего в конце 2-го и начале 3-го века, до нас дошел целый ряд сочинений, в к-рых он приводит громадное количество текстов из новозаветных свящ. книг и дает нам свидетельство, что несомненно апостольскими и божественными писаниями во всей поднебесной Церкви признавались, как 4 Евангелия, так и книги Деяний Апостольских, Апокалипсис и 14 посланий св. Ап. Павла.

Чрезвычайно ценны также и свидетельства от «внешних» – еретиков и язычников. В сочинениях еретиков ВАСИЛИДА, КАРПОКРАТА, ВАЛЕНТИНА, ПТОЛОМЕЯ, ГЕРАКЛИОНА и МАРКИОНА мы находим много мест, из к-рых ясно видно, что им хорошо были известны наши новозаветные свящ. книги. Все они жили во 2-м веке.

Особенно важно появившееся в половине того же 2-го века полное ненависти ко Христу сочинение языческого философа ЦЕЛЬСА под названием «ИСТИННОЕ СЛОВО», в к-ром весь материал для нападений на христианство заимствован из всех 4-х наших Евангелий, причем нередко встречаются даже дословные выписки из них.

Правда, не во всех древних списках свящ. книг Нов Завета, дошедших до нас, перечисляются всегда полностью все принимаемые Церковью 27 книг. В так наз. «Мураториевом каноне», относящемся, как полагают, ко 2-ой половине 2-го века и найденном в прошлом столетии профессором Мураторием, перечисляются на латин. языке только 4 Евангелия, книга Деяний св. Апостолов, 13 посланий св. Ап. Павла (без послания к Евреям), послание св. Ап. Иуды, послания и Апокалипсис св. Иоанна Богослова. Нет, однако, никаких оснований считать этот «канон» официальным церковным документом.

В этом же 2-м веке появился перевод свящ. книг Нов Завета на сирский язык, получивший название «ПЕШИТО». В нем имеются не указанные в списке Муратория послание к Евреям и послание св. Ап. Иакова, но зато отсутствуют послание св. Ап. Иуды, 2-ое послание св. Ап. Петра, 2-ое и 3-е послания св. Ап. Иоанна и Апокалипсис.

Для всех этих пропусков могли быть причины частного характера, точно так же, как и сомнения отдельных частных лиц, высказывавшиеся относительно подлинности той или другой книги, не имеют серьезного значения, ибо тоже имеют частный характер, иногда с явной тенденциозностью.

Известно, напр., что основатель протестантизма Мартин Лютер пытался заподозривать подлинность послания св. Ап. Иакова потому, что в нем решительно подчеркивается недостаточность для спасения одной веры без добрых дел (2:26 – «вера без дела мертва есть»; см. также 2:14, 17, 20 и др.), в то время как провозглашенный им основной догмат протестантского вероучения утверждает как раз обратное, что «человек оправдывается одною верою без добрых дел». Столь же тенденциозны, конечно, и все остальные подобные же попытки опорочить наш новозаветный канон.

Что же касается всей Церкви в целом, то она всегда с самого начала принимала все признаваемые у нас в настоящее время новозаветные свящ. книги, что и было засвидетельствовано в 360 году на поместном ЛАОДИКИЙСКОМ соборе, издавшем определение, в к-ром перечисляются поименно все 27 наших новозаветных свящ. книг (60 прав.). Это определение было потом торжественно подтверждено и получило таким образом вселенский характер на VI Вселенском соборе.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты