КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наставления Тимофею как блюстителю веры (1 глава)После краткого апостол. приветствия ап. Павел напоминает Тимофею, "истинному сыну в вере" (1,2), о пастыр. долге хранения веры от лжеучителей: "увещать нек-рых, чтобы они не учили иному" (1,3), т.е. тех, кто любит заниматься "баснями и родословиями бесконечными" (1,4), что было свойственно как язычникам, рассуждавшим о рождении своих богов, так и иудеям, гордившимся своими родословиями. Это приводило только к спорам, а не к назиданию в вере. Целью назидания пастыря должна быть любовь к Богу и ближним, "от чистого сердца и нелицемерной веры" (1,5), т.е. совершаемая бескорыстно, из побуждений искренней веры в Бога. Уклонение от этой главной цели в "законоучителъство" (1,7) есть уклонение в "пустословие" (1,6), как поступали иудействующие христиане. В отличие от них надо не спорить и не превозноситься законом, но "законно употреблять его" (1,8), т.е. через закон приходить ко Христу. Апостол признает за Моисеевым законом его относит. значение: он полезен для обуздания грешников, к-рые только и могут сдерживаться внешним предписанием. Для "праведников же" (1,9), т.е. для оправданных и уверовавших во Христа - Искупителя, он бесполезен, т.к. они руководствуются высшим велением: воспринятой ими благодатью Духа Св. и чистой совестью. Живущий во Христе и без принуждения закона живет по закону. Центром вероучит. наставлении пастыря должно быть раскрытие спасения грешников во Христе (1,15). Суть этого спасения заключается в принятии верой искупит. подвига Христа, в признании Его своим Искупителем и Спасителем. Ап. Павел не стыдится привести в пример свое обращение от неверия к вере во Христа через чудесное призвание, чтобы тем убедительнее показать милосердие и долготерпение Божие (1,16; Деяния 9,1-8). Обращаясь лично к Тимофею, ап. Павел призывает его мужественно бороться с врагами спасения, "как добрый воин" Христов, воинствовать согласно с бывшими о нем пророчествами (1,18). По изъяснению свт. Иоанна Злат, под "пророчествами" о Тимофее понимается само его призвание к вере и затем рукоположение (4,14). Все это совершилось "по внушению Св. Духа. Ибо пророчество состоит не в том только, чтобы предсказывать будущее, но и в том, чтобы указывать настоящее". Оружие "воина Христова" есть "вера и добрая совесть", уклонение от к-рых в сторону рационализма и погрешений против совести ведет к "кораблекрушению в вере" (1,19). Так произошло с Именем, отрицавшим воскресение мертвых (2 Тим. 2,17) и Александром, противником Павловым в вероучении (2 Тим.4,14-15), к-рых апостол "предал сатане" (1,20), т.е. отлучил от Церкви. "Кораблекрушение в вере" происходит и со всяким христианином, к-рый пытается представить или интерпретировать истины веры в разумном свете, осовременить их в согласии с "наукой".
|