КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные вехи биографии Ф.М, Достоевского. Идейная эволюция писателя.Основные этапы жизни и творчества Достоевского. 1821-1881. Род.в Мск. 1838-1843-учился в Петербургском военном училище,потом на слубжву,1844-отставка,чтобы заняться лит-рой.Первое пр-ие-«Бедные люди»,1846.С восторгом принята в кругу «натуральной школы». Потом отходит к романтическому психологизму. 1846-«Двойник»,герой Голядкин-раздвоение личности, причина-в его собственной психике, деформированной бюрократической машиной. 1847-сентиментальная повесть «Белые ночи». Писательская карьера прервана в 1849 арестом,повод-посещение кружка Буташевича-Петрашевского,во время к-ых беседы на философские,экономические,социальные темы. Заключен в Петропавловку,приговорен к казни,к-ая отменена в посл.минуту Николаем I.Приговорен к 4 годам каторги с последующим бессрочным определением рядовым в армию.1857-женился на Исаевой.1859-вернулся в Питер.Наблюдения и размышления этого периода-в «Записках из Мертвого дома»(61-62).1864-«Записки из подполья»,должна была быть решающим -сражением с социализмом,но из-за вмешательства цензуры-манифест нигилизма.Герой высмеивает разумный эгоизм, издевка над христианской моралью милосердия,вывод-попытки создания общественных программ абсурдны,т.к.апелируют к разуму,двигатель человеч.поведения-свободная воля и каприз.Большим потрясением стала смерть жены(1864),а затем брата Михаила.Растут финансовые трудности,мучает болезнь(эпилепсия).1865-в Висбаден лечиться.Там-первая редакция «ПиН».Вернулся-сжег,вторая.До завершения «ПиН» в кратчайший срок написал «Игрока»(1866).Автобиографческий характер.Женился на стенографистке Сниткиной,печатала ему «Игрока».За границу едут в 1867,там около 4х лет.1868-«Идиот»,должен был стать «подражанием Христу»,эта роль предназначена Мышкину.След.большой роман-«Бесы»(1872).Фабула довольно точно передает история террористической организации «Народная расправа»,орг.в 1869 в Мск Нечаевым.1875-«Подросток»,связанный с развернувшейся в России дискуссией о воспитании.Д.в зените славы.Благодаря Победоносцеву принмают при дворе.Лечение->улучшение.1878-смерть сына Алеши.1879-1880 «БК». Революционизировал традиционный жанр романа,соединив в нем элементы криминального, психолоического,философского романа,исповеди,исторического очерка. В своих общественно-политических взглядах Достоевский пережил несколько периодов. После увлечения идеями утопического социализма (участие в кружке петрашевцев), произошел перелом связанный с усвоением им религиозно-нравственных идей. Начиная с 60-х годов он исповедовал идею почвенничества, для которой была характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. По сути произошел коренной перелом в идеалах, и сегодня можно лишь поражаться прозорливости русских мыслителей 19 века(Ф. М. Достоевскому, Вл. Соловьеву), которые отказывались видеть существенное различие между “социализмом” готовимшеся русскими “бесами”, и той самой буржуазностью, которой “социалисты объявили перманентную войну, стоившую народу десятки миллионов человеческих жизней. По сути таковой была цель победы “научных идей “ западничества над ненаучной идеей их оппонентов. Но в эпоху творчества Достоевского спор идеологий не касался политических проблем - он удерживался в рамках отвлеченной теории(философии, религии, истории, гносеологии). Благодаря своей гениальной прозорливости, Достоевский перенес все свое внимание на изменение самого человека, то есть - его нравственных устоев. Человек, как личность – занимает в творчестве писателя основное место . Автор размышляет над причинами уничтожающими личность. И по сути он дает свои рекомендации- очищение нравственности происходит через страдания. Он, несомненно, понимал, что данное общество губит людей, а изменение его революционными методами – это то же вариант, только “на изнанку”. Достоевский глубже и ярче всех выразил идею сочетания свободы воли с абсолютно моральным законом. Исследуя человека, автор обращает внимание не столько на процесс формирования его личности, сколько на суть сформировавшегося человека. Его интересует человек, смысл его существования, суть его личности-то есть спектр основных вопросов философии. Определить суть человека не просто. Мы умеем анализировать его разум и сознание, посредством самого сознания. Но по Достоевскому, человек не сводиться лишь к сознательному субъекту. Он подчеркивает ограниченность разума в познании человека. Разум познает в человеке не лишь себе подобное и сводит человека к тому, что он познал. Лучшие люди, в произведениях Достоевского, это люди сердца чувств. 18. Проблематика романа Достоевского "Бедные люди". 1846г. С восторгом принята в кругу «натуральной школы». Открытие Достоевским амбициозности «маленького человека», его борьбы за себя и желания скопировать сильных мира сего было своего рода сенсацией в литературе. В начале-сходство с «Шинелью». Девушкин переписывает бумаги,и это все,что он может.Главное отличие-Достоевский дает слово герою,а раньше бедный чиновник был просто объектом. У Девушкина есть голос, имеет мнение, может судить. Девушкин о «Шинели»: «Это злонамеренная книга».Считает такого героя фантастичным,таких не бывает.Как бы боится стать литературным типом.На «Ст.смотрителя» реакция диаметрально противоположная.Воспринял именно так,как вопсриняли критики.В несчастии Вырина виноваты другие люди,а Башмачкин виноват сам.Черта,х-ная для героев Д.-амбция.Желание героя,чтобы его не трогали,сохранение приватоности,у героя постепенно вырабатывается смехобоязнь.Его страх не беспочвенен-читают его письмо.Все гером обрисовываются по принципу мелодрамы,волк травит овцу.Счастливый финал-Быков женится на Вареньке,но женится,чтоы были дети,хочет лишить племянницу наследства.Задача-вызвать сострадание к невинным героям.Сентиментальная линия-только часть романа.Показана и человечность героя.Девушкин бедствут,потому что все отдает Вареньке.Максимализм-оба отдают все последнее.Заступается за нее.Взаимопомощь бедных.Варенька нарисована не столь художественно.Критики: «Она слово из камня сложена»,иногда кажется,что Девушкин втянул ее в переписку.Дома росла посреди раздоров.Сироство,Анна Федоровна,продавшая ее Быкову.Неожиданно-замужество,быстрый переход от нищеты к богатству.Проснулся инстинкт честолюбия,хочет поступать,как все.Девушкин брошен,унижен.
19. Тема "подпольного человека" в "Записках из подполья" Ф.М, Достоевского В 1864 г. Д. публикует в журнале «Эпоха» повесть «ЗАПИСКИ ИЗ ПОДПОЛЬЯ» —книгу, непосредственно предваряющую цикл его философских романов. В «Записках...» сам герой, «подпольный парадоксалист», объявляет свою натуру пробным камнем человеч истории. Свои собственные ощущения, потребности, он осознает как закон человеч природы, кот может быть противопоставлен всем объективным законам мироздания. «Подпольный человек» Д.—первый экзистенциалист в мир. лит-ре: на осн безрадостного лич мироощущения он приходит к док-ву абсурдности мира. Он отвергает и гегелевский верховный Разум-Абсолют, и веру в добрую природу чел-ка, и учение Чернышевского о «разумном эгоизме». Вся 1 часть «Записок...» представл. излож. философско-этических взглядов «подпольного», и важнейший постулат его —отрицание решающей роли разума, рассудка в жизни чел-ка, объявление рационализма несостоятельной философией жизни. «Подпольный» утверждает, что чел руководствуется не выгодой, а «самовольным хотением»: «свое собственное, вольное и свободное хотение, свой собственный, хотя бы самый дикий каприз, своя фантазия, раздраженная иногда хоть бы даже до сумасшествия,—вот это-то и есть та самая пропущенная, самая выгодная выгода». Чел — сущ-во иррациональное, именно поэтому не состоятельна «теория обновления всего рода человеч посредством сис-мы его собственных выгод. Об этом свидетельствует и история чел-ва, период его цивилизации, породившей не только успехи науки, но и новые хищнич инстинкты людей. «От цивилизации чел стал если не более кровожаден, то уже наверно хуже, кровожаден, чем прежде».«Подпольный» со всей яростью выступает против всех теорий, выводящих идею поступательного развития чел-ва из объективных законов истории, какими бы они ни были: из развития ли Абсолютной идеи, или из экономического развития и удовлетворения материальных потребностей человека. «Да осыпьте еговсеми земными благами, утопите в счастье совсем с головой, так, чтобы только пузырьки вскакивали на поверхности счастья, как на воде; дайте ему такое экономич довольство, чтобы ему совсем уж ничего больше не оставалось делать, кроме как спать, кушать пряники,так он вам и тут мерзость сделает. «Подпольного» страшат идеи историч детерминизма — теории якобы фатальности предопределенности человеч судьбы, но в противовес им он защищает лишь ничем не ограниченный личный произвол, хаос человеческих инстинктов и, как следствие его, крайнюю разобщенность чел-ка с миром. Основанием для всех теоретич построений «подпольного» стала его собственная психология: свойственный ему крайний индивидуализм, врожденное недоверие к людям и злоба; душевная неустойчивость и вместе с тем аналитич ум и пылкое воображение. Концепция «подпольного» адекватна его психологии, вырастает из нее, но вместе с тем и опровергается ею. Психологич комплекс «подпольного» весьма сложен, но, по мнению Д., вовсе не уникален. Оригинальность Д. как писателя-психолога состоит в открытии целого ряда нац. псих. типов, еще никем не замеченных и не описанных. Писатель оценивает своего героя как лицо типич, даже характерное для большинства современных людей: «А подполье... Я горжусь, что впервые вывел настоящего чел-ка русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагич сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости... Только я, один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться!» В психологич комплекс «подполья» входит постоянная готовность «расплеваться со всеми», забиться в свой «идейный угол» и в то же время вечная зависимость от взглядов, суждений, реакций другого; это также последовательная смена страданий от зависти, от неудачных попыток обратить на себя внимание, от сознания своего морального падения, от бесплодных раскаяний и угрызений совести — словом, это внутренняя каторга. Писатель ведет героя к тому, что тот сам не выдерживает «подполья». Развенчание его происходит во 2 сюжетной части произведения, в истории его отношений с падшей женщиной Лизой. Он не раз пытается оскорбить и унизить ее, но все эти попытки завершаются его же психологич поражением, так как обнажают его собственную уязвимость, показывают, что он сам несчастлив. Не он спасает Лизу, а она оказ-ся способной вызвать в душе его решающий перелом — потребность выйти из состояния «подполья». Героиня в нравственном отношении выше интеллигента, потому что она чел, верующий в Бога. Примечательны в «Записках...» реминисценции из Пушкина и Лермонтова, указывающие на связь «подпольного» с русским байроническим героем. В этом произведении главный герой — идеолог, философ — отныне такая личность станет центр фигурой романов Д. причем важнейшей сюжетной коллизией его последующих произвед. будет, как и в «Записках...», эксперимент героя по проверке своей идеи, столкновение этой идеи с живой жизнью.
Подпольный чел.В повести "Записки из подполья" Ф. М. Достоевский поставил важный вопрос о взаимоотношениях отдельной личности и окружающего мира. Писатель выражает свои мысли и чувства по этому поводу от лица подпольного человека, не называя даже его имени. Такой художественный прием говорит о собирательном образе, автор описывает не конкретного героя, а некий тип людей. Подпольный человек замкнут, озлоблен, он намеренно порвал связь с внешним миром, не может реализовать себя, где не видит живой жизни, а ощущает лишь ее фальшь, глупость, растление.
|