Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вопрос 35. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ А.А.ФЕТА.




Основной тон поэзии Фета — светлый, жизнерадостный, основное ее настроение — настроение душевного подъема. Упоение красотой, любовью, природой, искусством, воспоминаниями, грезами, — но всегда упоение, восторг, наслаждение, — основное эмоциональное содержание поэзии Фета. Есть у него, конечно, и грустные, меланхолические стихи; таковы его старческие стихи о грядущей смерти, утрате лучших чувств, печали воспоминаний.

За его поэзией стоит глубоко пессимистическое мировоззрение. Недаром Фет так увлекался пессимистичной философией Шопенгауэра. Жизнь печальна, искусство радостно — такова обычная мысль Фета. Он оценивает жизнь как торжище инстинктов и страстей, ведущих всё живое к постоянному страданию, с редкими проблесками кратких наслаждений. Не веря в прогресс, в совершенствование человека и жизни, Фет, вслед за Шопенгауэром, видит выход из мира страдания и печали только в погружении в мир красоты. Без присутствия чувства красоты, писал Фет в печально знаменитых своих очерках «Из деревни», «жизнь сводится на кормление гончих в душно-зловонной псарне». Искусство для Фета — единственная прочная радость жизни, и чувством этой радости оно и должно быть проникнуто.

В сферу красоты в понимании Фета включаются традиционные лирические мотивы природы и любви, различные душевные переживания и настроения, далекие от всякой практической деятельности, чуждые социальной жизни.

Именно красота становится "главной героиней" его стихов. Незримо, но она присутствует в них:

Буду ждать успокоенья

Чистой красоты.

("На двойном стекле узоры")

Только песне нужна красота,

Красоте же и песен не надо.

("Только встречу улыбку твою…")

Особенно поэтичной представляется Фету область грез, снов, мечтаний. Всё это и составляет основной круг тем и мотивов лирики Фета. Надо, правда, оговориться, что поэтическое наследие Фета не ограничивается одной лирикой; он писал и поэмы, и «антологические стихотворения», и баллады, и послания.

Фет — один из замечательных пейзажистов русской поэзии. Природа в его стихах описана конкретнее, чем у его предшественников. В стихах Фета мы находим, например, не только традиционных орла, соловья, лебедя, жаворонка, но и таких птиц, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, коростель, стриж, грач; не только дуб, тополь, березу, иву, но и пихту, и можжевельник, и вяз, и ракиту, и ясень, и явор и т. д. Богатство и конкретность описания растительного и животного мира создают точную локализацию пейзажей Фета: мы можем уверенно сказать, что это, как правило, картины среднерусской природы. Такой локализации содействует замечательное умение передавать изменения в природе — и в течение дня, и в круговороте времен года («Еще весны душистой нега»).

Природа у Фета очеловечена. У него роза «странно улыбнулась», звезды молятся, березы ждут, пруд грезит, ива «дружна с мучительными снами» и т. п. И эти образы нельзя понять, как иносказательные изображения реальных свойств природы.

Какая ночь! Как воздух чист,

Как серебристый дремлет лист...

Любовная тема не менее важна в поэзии Фета, чем тема природы. Круг любовных переживаний разработан у Фета с исключительной полнотой. Любовь, по его словам, «всегда останется зерном и центром, на который навивается всякая поэтическая нить». В то же время любовь в стихах Фета как бы абстрагирована от конкретных условий, в которых она протекает и от которых зависят ее судьбы. Сила любовной лирики Фета не в психологическом портрете, не в индивидуальной характеристике. Образы лирического героя и его возлюбленной обычно бледны, неиндивидуальны. Фета как бы интересует чувство, но не люди, переживающие его. Фет — поэт «неопределенных, недосказанных, смутных чувств».

Неразрывно связаны у поэта любовь к природе и любовь к женщине. Сложно найти стихи, где была бы любовь, и не было бы природы, была бы природа, и не было бы любви:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало...

Или

Сияла ночь. Луной был полно сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Вся любовь Фета к любимой женщине выражается образами природы. Любовь так же прекрасна, как и природа, в них обеих есть красота.

Но нельзя думать, что лирика А.А. Фета замыкалась только любовными и природными мотивами. В его стихах звучат и античные мотивы ("Диана", "Влажное ложе покинувши, Феб златокудрый направил...") и христианские мотивы ("Мадонна", "Ave Maria"). Как и любой другой поэт, Фет пишет и о вечном - жизни и смерти:

Но если жизнь - базар крикливый бога,

То только смерть - его бессмертный край.

("Смерть")

Фета одинаково не пугают ни жизнь, ни смерть. К смерти он испытывает холодное безразличие, а жизнь оправдывается лишь творческим "огнем", соизмеримым с "целым мирозданием".


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты