Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Вехи развития русской философии.




Читайте также:
  1. II. Начало процесса исторического развития общества.
  2. II. Организм как целостная система. Возрастная периодизация развития. Общие закономерности роста и развития организма. Физическое развитие……………………………………………………………………………….с. 2
  3. II. Основные этапы развития физики Становление физики (до 17 в.).
  4. III династия Ура. Особенности политического и социально-экономического развития данного периода.
  5. V 1: Формы развития знания
  6. V. Особенности развития реализма на рубеже 19-20вв.
  7. XIX век – «золотой век» русской культуры.
  8. XVII век – “бунташный век”. Социальные движения в России в XVII веке. Раскол в русской православной церкви
  9. А. Особенности формирования древнерусской культуры
  10. А. Особенности экономического развития России при Петре I. Мануфактурное производство

 

Русская философия началась как настоящая оригинальная философская традиция с XIX века. Она прошла два этапа: публицистический (идут споры, но нет системы) и собственно философский (вторая половина XIX в. – первая половина XX в., когда появляются философы, которые создают свои системы). В это время появляются примерно десяток оригинальных крупных философов и еще много калибром помельче. Тогда возникает много плодотворных идей, идет полемика, читаются лекции, люди общаются между собой, пишут книги. Этот пир интеллекта продолжается до 20-х годов, когда коммунисты всех философов выслали за границу или посадили в концлагеря, а потом расстреляли. Единственный кому повезло, это А.Ф.Лосев, который начал слепнуть в лагере, и его поэтому выпустили, не успев расстрелять. А вообще русская философская традиция на этом и прервалась.

Толчком к развитию русской мысли в философском направлении послужило одно частное письмо, которое было опубликовано и задело всех без исключения имеющих возможность читать. Это было письмо Петра Чаадаева. Он сам философом не был, писал только так называемые “философические письма” к одной даме, скорее всего несуществующей. В них он выражал свое мировоззрение, что само по себе никого не интересовало, пока он не написал кое-чего о России.

Надо сказать, что это было время Наполеоновских походов. Русские, воюя с Наполеоном, вылезли за границы России в Европу и увидели там цивилизованную жизнь. Сравнив себя с европейцами, они почувствовали тайную грусть и некоторое неудобство, потому что сравнение было явно не в их (русских) пользу. Это чувствовали все, но озвучить осмелился один Чаадаев. В своем злополучном письме он написал, что Россия стоит вне истории, что она слишком замкнута, что сектантское сознание приводит ее к стагнации и, в конечном счете, к деградации, что Россия не внесла никакого вклада в мировую культуру и вообще она представляет собой пример того, как делать не надо. Это письмо задело всех, как уже было сказано, и вызвало бурю протестов, так как Чаадаев задел за больное (говоря словами Фрейда, вытащил на свет комплекс неполноценности). Чаадаева потом объявили сумасшедшим. Вместо того, чтобы вступать в общение с Европой, обмениваться культурными достижениями и таким образом развиваться, русские вытеснили в бессознательное свои недостатки и, в качестве компенсации, объявили себя исключительными во всех отношениях. Это была, вобщем, довольно давняя привычка, которая шла с древности, с идеи “Москва – третий Рим”. Россия тогда объявила себя наследницей культуры и богословской традиции Византии, хотя до сих пор еще так и не изучила свое наследие (патристику, например, которая вся переведена на английский язык, а на русском почти ничего нет). Видно полное несоответствие: претензии на понимание сосуществуют с полным непониманием собственного наследия и нежеланием его изучать. Это сочетание самодовольства и незначительности всегда тормозило российскую культуру.



Однако полемика с Чаадаевым привела к возникновению оригинальной философской традиции. Первым делом появилось два течения, осмысляющих поднятые в письме вопросы:

1 западники, которые считали, что есть всемирно-исторический прогресс, и Россия должна войти в него вместе с Европой и стать частью западной цивилизации;

2 славянофилы, проповедующие идею замкнутости культур и уникальности среди всех именно России.



А вопросы были в основном о смысле истории, о месте человека в историческом прогрессе. В первой половине XIX âека споры шли именно об этом, а во второй половине стали уже замахиваться на вопросы о месте человека в жизни Вселенной и о смысле жизни вообще. А определить смысл жизни можно, только поняв смысл смерти. Вопрос этот впервые был поставлен Соловьевым, и с ответа на него началась русская философская традиция, которая была насильственно прервана в начале XX века.

 


Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 19; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2020 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты