Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Лекция 3: Онтология (учение о бытии).




 

Разделы философии

 

Для удобства изучения в философии выделяют три раздела, сообразно с которыми группируются философские проблемы: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), аксиология (учение о ценностях). Онтология (греч. on, ontos - сущее, logos - учение) охватывает все проблемы, связанные с сущностью и существованием. Рассмотреть что-либо в онтологическом смысле, значит раскрыть, что представляет собой это явление по своей сущности, как именно оно существует.

Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) охватывает все философские проблемы, связанные с процессом познания и его условиями.

Аксиология охватывает проблемы, связанные с ценностным осмыслением (ценности – это особы смыслы, которые наделяют значимостью явления, события и поступки). Подразделами аксиологии являются фислофская этика, философская эстетика и философская сотериология. Все проблемы, связанные с ценностным осмыслением действий человеческой воли входят в философскую этику, которую следует отличать от этики как нормативной дисциплины. В отличие от нее философская этика не просто описывает нормы морали, но обосновывает этические ценности. Все проблемы, связанные с ценностным осмыслением неутилитарного чувственного восприятия выразительных форм входят в философскую эстетику. Философскую эстетику, которая обосновывает эстетические ценности, следует отличать от эстетики как самостоятельной дисциплины, описывающей эстетические чувства и формы их проявлений. Все проблемы, связанные с ценностным осмыслением пути освобождения человека о страданий входят в философскую сотериологию (сотерио – спасать, логос – наука), которую следует отличать от сотериологии как церковной дисциплины, раскрываемый в религиозном откровении путь спасения. Философская сотериология обосновывает ценности позволяющие человеку освободиться от страдания.

 

Основные понятия онтологии

 

Центральным понятием онтологии является понятие “бытие”. Чтобы определить это понятие, проанализируем сначала словоупотребление. “Быть” значит “существовать”. Итак, самое близкое к бытию понятие – существование. Чем существование отличается от сущности? Существование раскрывает вещь как процесс, а сущность – как то, что лежит в основе вещи. Например, все знают, что такое 10 долларов и могут их себе представить, т.е. всем известна сущность 10 долларов. А вот отсутствие или присутствие десятидолларовой купюры в кармане относится уже к области существования этой сущности, именуемой “10 долларов”.

Сущность разыскивается с помощью вопроса “что?” (Что это такое?) Например, что есть человек именно как человек? Вопрос о существовании – это вопрос о том “как?” Каким образом человек есть? Т.е. это вопрос о способе быть.

Бытие понимается как тождественное существованию или как сущность и ее существование в зависимости от разных философских традиций. Интуитивно, на уровне обычного словоупотребления бытие то же самое, что и существование.

Бытие проявляется обычно как: 1) материальное

2) идеальное.

Рассмотрим их по пунктам.

1).Что такое “материя”? Ясно, что это вещество, но не только. Нужны более четкие критерии, по которым что-либо относится к материи. Первый критерий: все, что постигается посредством органов ощущений – материально. Есть формы материи, которые не видны глазу и не ощутимы как-либо иначе, например, атомы и молекулы. Их можно обнаружить только с помощью приборов или путем эксперимента. Но даже через приборы они воспринимаются именно органами ощущений. Второй критерий: материальное имеет пространственную и временную протяженность. Т.е. все, что мы воспринимаем опосредованно органами ощущений, имеет форму и протекает во времени. Третий критерий (вытекает из первых двух): действенность (сила, активность). То, что воздействует на органы ощущений – материально.

Этих критериев достаточно, чтобы определить материальное. Другие критерии вырабатываются в зависимости от личной философской позиции.

2). Идеальное в философии понимается не как в обыденном языке, т.е. не как красивое, совершенное и т.п. Идеальное – это то, что не является материальным. Признаки идеального: во-первых то, что воспринимается непосредственно сознанием, т.е. не опосредовано органами ощущений. Это, конечно, мысли, эмоции, ценности, ожидания и т.п. Во-вторых то, что находится вне пространства, т.е. не имеет пространственной локализации и характеристик (длины, ширины, глубины).

Существуют разные виды идеального. Их можно различить с помощью критерия времени. Это временное идеальное (вся область психического с ее переживаниями, мыслями, чувствами), т.е. то, что относится к субъекту восприятия (познания). Оно называется обычно субъективно-идеальным. Вневременное идеальное (вся область идей, истин, математических законов, смыслов, ценностей), т.е. то, что субъектом познается как объект, соответственно называется объективно-идеальное. Например, смысл и мысль. Смысл – это то, что существует вне времени, т.е. объективно. Как объект он находится и схватывается мыслью, которая протекает во времени и принадлежит субъекту. Было время, когда считалось, что свойством объективности обладает только материя. Но это не совсем так. Субъект (человек) может усилием воли думать или не думать какую-либо мысль, но этим же усилием воли изменить математическую истину (дважды два – четыре, например) он, очевидно, не сможет.

Из вышеуказанных характеристик бытия (идеальное и материальное) вытекают основные философские направления, которые потом делятся на множество самых разных течений:

1 материализм

2 объективный идеализм

3 субъективный идеализм.

Теоретический спор между материалистами и идеалистами сводится в конечном счете к вопросу доверия. Если человек склонен больше доверять тому, что он воспринимает внешним образом через посредство органов ощущений, то у него возникает соответствующее философское убеждение в том, что материя первична и обуславливает сознание. Идеалист больше доверяет себе, своему сознанию, лучше чувствует свои внутренние силы и способности. Отсюда его убеждение в том, что материя обусловлена сознанием. Идеалисты делятся на тех, кто считает, что первичны объективные содержания сознания (такие, которые существуют во всех сознаниях), и тех, кто считает любое содержание сознания производным от собственной психики. Материалист склонен все упрощать, поскольку страдает комплексом недоверия к себе, а идеалист видит в себе скрытые возможности. К тому же материализм исходит из явных логических противоречий. Например, он утверждает, что сознание обусловлено головным мозгом. Мозг, как известно, состоит из элементов материи (клеток, молекул и т.д.), которые не осознают себя, т.е. имеют уровень сознания =0. А известно, что 0+0+0….+0=0. Даже если предполагать здесь некий эффект системы, тогда непонятно, почему другие виды сложнейших систем не осознают себя, например, компьютеры (у них-то все для этого есть!). Перескок от материи к сознанию необъясним, он является фактом веры. Материалисты просто постулируют этот перескок и верят в него, не пытаясь объяснить. Идеалисты же считают, что сознание обнаруживает себя через материю. В истории философии, конечно, господствует идеализм, так как выдающихся философов – материалистов не существует.

Дать определение понятию “бытие” – значит рассказать всю историю философии, что в рамках данной лекции невозможно. Поэтому ограничимся рассказом об истоках философского понимания бытия.

Философия (в европейском варианте) возникла впервые в Древней Греции. История греческой философии делится на периоды:

1 до Сократа (Милетская и Пифагорейская школы),

2 классический (Сократ, Платон, Аристотель),

3 эллинистический (от завоеваний Александра Македонского до наступления христианской эпохи).

1.В период до Сократа философов интересовало первоначало, то, что лежит в основе всей природы. Т.е. вопросом о бытии был вопрос о первоначале всего. В этот период сформировалось два понимания бытия. Фалес Милетский исходил из представления бытия как процесса взаимопревращения элементов, наполненных жизнью (см. лекцию1). Материальное было нераздельно с духовным, все было живо и “все полно богов”. У Фалеса были ученики. Анаксимандр говорил, что первоначалом всего является апейрон (беспредельное), его ученик Анаксимен говорил, что первоначало - воздух. Но у них всех прослеживается одна и те же картина мира – текучая, взаимосвязанная и взаимопереходящая жизнь, где нет уничтожения, а есть взаимопревращение элементов. Город Милет находился в Малой Азии, восточной оконечности греческого мира, поэтому милетская философия является восточной традицией.

Есть еще западная традиция, которую представляет пифагорейская школа. Она существовала на юге Апеннинского полуострова, основал ее Пифагор. Он утверждал, что в основе всего лежат числа. Космос – это гармония всех вещей, соразмерность, которая может быть вычислена и выражена с помощью чисел. Числа представлялись наглядно в виде всех вещей мира и воспринимались слухом как музыка. Числовым соотношением определялась музыкальная гармония, движение планет, которое тоже звучало (музыка сфер). Большинство людей не слышат эту музыку, т.к. привыкли к ее постоянному звучанию. Числовое выражение имеет все, в том числе нравственные качества, эстетические категории, этические нормы. Так что бытие по Пифагору – это высшая смысловая определенность, идеальное как таковое.

2. Эти две традиции впоследствии были синтезированы во втором периоде, в Афинской школе.

Афины были демократией. Как в любой демократии, там существовали специалисты-политтехнологи, задачей которых было склонение людей к тому или иному решению, чтобы они потом проголосовали как надо. Они назывались софистами. Среди множества софистов случались люди, обладающие философским талантом. Например, Протагор, который утверждал, что все значимые смыслы относительны и зависят от человека (“Человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют, и не существующих в том, что они не существуют”).

Сократ в противоположность им занимался поисками определенности, его интересовало что есть добро, зло, красота, благо сами по себе. Он считал, что эти смыслы существуют и вносят определенность в наше текучее бытие. Сам Сократ ничего не писал, к тому же считал, что он ничего не знает (“Я знаю только то, что ничего не знаю”). Зато его ученик Платон создал первую, синтезирующую восточную и западную традиции, философскую систему. Она была выражена в форме диалогов, главным героем которых был Сократ. Платон явился открывателем идеального бытия. Его философская система заключается в том, что космос возникает из сочетания идеального бытия (мира идей) и материи. Идеальное бытие познается умом (умосозерцается), а материальное воспринимается органами ощущений. Сочетание умозрения и восприятия ощущениями создает способность видеть космос и все его вещи. То, что видится умом, есть сущность вещи, ее идея – это то, что делает вещь именно этой вещью, а не какой-либо другой. И эта идея – то, что существует действительно и оформляет материю, которая сама по себе есть чистая бесформенность, т.е. не-сущее, по-гречески – меон. Органами ощущений мы воспринимаем меон, но как только в меоне мы видим сущность, то сразу же воспринимаем целостную вещь, отдельную от всего остального. Итак, идея воплощенная в меоне есть вещь. Космос состоит из множества вещей, которые возникают, изменяются, разрушаются, исчезают, т.е. они непостоянны. Люди, которые питают привязанность к вещам, страдают из-за их (вещей) преходящести. А те люди, которые сосредоточенны на идеях, испытывают непреходящую радость жизни, так как идеи обладают подлинным бытием, они вечны, неизменны и существуют сами по себе независимо от вещей. Идеальное бытие построено иерархически. Наивысшей идеей является идея Блага. Она присутствует во всех идеях и вещах. Рангом пониже идут идеи красоты, гармонии, совершенства и т.п., которые являются частным выражением Блага, и т.д. Душа человека способна воспринимать мир идей, поскольку раньше она обитала именно там, но из-за привязанности к вещам ниспала в мир вещей и в нем страдает. Чтобы избавиться от страдания (сотериология Платона!), нужно практиковать философское умирание – это сосредоточение на непреходящем мире идей и отвлечение от мира вещей. Достигнуть этого – означает освободиться от страданий и стать мудрецом. (Миф о пещере).

Платон, как видно из его системы, отличался созерцательностью. Его ученик Аристотель, наоборот, был более прагматичен. Как и Платон, Аристотель считал, что идеальное бытие существует реально и объективно (т.е. независимо от человека), но только в вещах, а не само по себе. Идея есть форма вещи, таким образом, вещь представляет собой самораскрытие идеи, по-гречески – энтелехию. Дословно энтелехия переводится как вцеливание, т.е. вещь осуществляет собой и в себе какую-то цель. Но поскольку в русском языке нет адекватного слова, то обычно энтелехия переводится как совершение, осуществление. Аристотель в своих работах заложил основы наук и создал логику как науку.

Из всего вышесказанного видно, что античный человек склонен был доверять своему мышлению и опыту, в противоположность человеку современному, который не доверяет вообще ничему и склонен считать содержания своего сознания фантазиями, а органы ощущений – неточными приборами.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 279; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты