Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Предпосылки зарождения науки в античности




Под античностью в исторической науке принято понимать период существования и развития древних государств Средиземноморья (в VIII в. до н. э - VI вв. н.э.), в первую очередь Древней Греции и Древнего Рима. Именно в Древней Греции сложился ряд предпосылок для зарождения науки.

Если для появления первичных знаний человеку были необходимы речь, счет, примитивное искусство и письменность, то для зарождения науки понадобилось кардинальное изменение уровня материального развития общества. Во времена ранней античности в VIII遊I вв. до н. э. Древнегреческое государство перешло на новый этап своего развития: формировались полисы города-государства, осуществлялась этническая консолидация социума с последующей колонизацией новых земель. В это время расцветают ремесла и торговля, усложняется товарное производство, экономика полисов переживает подъем.[3] Благодаря чему формируется зажиточная аристократическая прослойка общества, у которой появляется свободное время. Это свободное время позволило людям заняться не только торговлей, управлением, ремеслом или воинским делом, но открыть для себя новый вид профессиональной деятельности собирание знаний. Такого рода ォсобирателями знанийサ становились античные греческие мыслители, созерцавшие мир вокруг себя и пытающиеся не просто накапливать знания, но и объяснять сущность вещей и явлений. Уже в Древнем Вавилоне, Египте, Китае, Индии люди овладели массой научных знаний из самых разных отраслей деятельности, но все они носили лишь прикладной характер, оставаясь придатком к производству. И только в античности научные знания впервые систематизируются, появляются первые теории, гипотезы. Наука становится самостоятельной полноценной сферой деятельности.

В числе других предпосылок зарождения науки в античности можно назвать кризис мифологического мировоззрения, развитие искусства и культуры, появление новых духовных ценностей в обществе, стремительное развитие социально-политических отношений. Первые учёные мыслители, которым предшествовали поэты и ораторы предфилософского периода, уже не могли довольствоваться объяснением всего разнообразия жизненных явлений лишь с точки зрения мифов, они видели, что человек нечто гораздо большее, чем игрушка в руках выдуманных богов, а устройство материального и духовного мира намного сложнее, чем, представляли предки. С другой стороны к этому времени в обществе накопилось довольно много прикладных научных знаний, которые требовали упорядочивания, в том числе с целью наиболее эффективной их передачи последующим поколениям. Поэтому античная наука выступала единым целым и представляла собой смесь философии, формальных и естественных наук.

Раньше всех в Античной Греции оформились математические научные теории. На этом поприще особенно преуспели такие древнегреческие учёные, как Фалес Милетский (640 545 гг. до н. э.), Анаксимандр (610 540 гг. до н. э.), Анаксимен (585 502 гг. до н. э.) и Пифагор (570 490 гг. до н. э.). Благодаря их трудам были сделаны многие важные открытия в области математики, а также астрономии и физики, например, теорема Пифагора, закон сохранения энергии, расчёты движения небесных тел и мн. др.[4] Вместе с тем, они не останавливались на узкоспециализированных знаниях, но пытались создать первые научные картины мира. Так, Фалес, Анаксимандр и Анаксимен (585 525 гг. до н. э.) свои философские трактаты именовали ォО природеサ, и в античном мире появился термин ォфисиологияサ от слова ォфюсисサ, то есть природа. Фисиология, в отличие от современной физиологии, занималась как раз не изучением природы, а изучением главным вопросов философии: ォЧто такое бытие и небытие, как они зародились?サ, ォЧто первично дух или материя?サ, ォКаково место человека в мире?サ и т.д. То есть фисиология являлась философией античного мира и ее главными компонентами были: ォфюсисサ - природа, происхождение, ォархеサ - начало, исток, ォкосмосサ - порядок, Вселенная мир и ォлогосサ - разум, слово, закон.

Таким образом, фисиология достигала относительно упорядоченной научной картины мира. В ее основе лежало некое начало - Архе, у Фалеса это была вода, а Анаксимена воздух, а у Анаксимандра апейрон (первовещество). На основе Архе под управлением Логоса возникли Вселенная и природа, включая человека, то есть Фюсис и Космос. В рамках фисиологии как побочные направления развивались также история, химия, медицина, право, педагогика и др. дисциплины.

Позже на основе учения выдающегося мыслителя, математика и астронома Анаксагора (500 428 гг. до н. э) возникло течение атомизма, которое в противовес фисиологии милетской школы и школы Гераклита вводит новое революционное понятие атома мельчайшей частицы, формирующей материю. Данная научная теория послужила своеобразной осью древнегреческой науки классического периода (V悠V вв. до н. э). А ключевой фигурой развития науки классического периода являлся Аристотель (384 322 г. до н.э.). Ему удалось сделать значительный вклад в методологию науки. При этом на первое место вышли логика и рационализм. И хотя античная наука еще не знала эксперимента, некоторые из учёных уже пытались перейти от умозрительной к практической науке. Например, Гиппократ (460 377 гг. до н.э.), посвятил себя и теории и практике медицины, Архимед (287 до н.э.212 до н.э.) занимался инженерией, механикой и гидростатикой, их примеру последовали Герон Александрийской (начало І н.э.), Клавдий Птолемей (ок. 100 ок. 170) и др. Скорее всего, умозрительность античной науки объяснялась политической нестабильностью, отразившейся в представлениях о неминуемом крахе любой науки.[5]

Но, в любом случае, зарождение науки, как специфической сферы человеческой деятельности произошло именно в античности под влиянием экономических, культурных и социально-политических факторов

1) полисная организация жизни (полис-город-государство), в основе которой принцип 3 И: 1. Исигория - свобода слова. 2. Исатомия - равенство в возможности замещения должностей. 3. Исономия - равенство всех пред законом.

2) относительная (по сравнения с Востоком) секуляризованность гражданской жизни: Восток - законы общества выводились из Божественной воли, а Запад - создавались в ходе демократических процедур в полисе.

3) этический и гносеологический релятивизм (относительность: человек мерило бытия: погибли дети – для родителей горе, для гробовщиков - прибыль).

4)агональный характер культуры (состязательность) - развитие интеллектуальных способностей и их оттачивания на диспутах.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 679; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты