КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные принципы классической, неклассической и постнеклассической науки.В историческом развитии науки, начиная с XVII столетия, возникли три типа научной рациональности и соответственно три крупных этапа эволюции науки, сменявшие друг друга в рамках развития техногенной цивилизации: 1)классическая наука (в двух ее состояниях, додисциплинарная и дисциплинарно организованная наука); 2) неклассическая наука; 3) постнеклассическая наука. Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Этот тип научной деятельности может быть представлен Схемой: Субъект- средства- (объект) Цель научного познания: абсолютная истина. Методы научного познания: возможен универсальный метода. В мире господствует необходимость. Тип научных законов: динамические (однозначные). Научное знание- ценностно - нейтрально. Представление о научном знании- наука- главная сила общественного прогресса (сциентизм). Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Этот тип научной деятельности можно изобразить: Субъект- (средства- объект) Цель научного познания: относительная истина. Методы научного познания: методологический плюрализм (доктрина, согласно которой больше пользы приносит увеличение методологий и теорий, чем рабская привязанность к ограниченному числу научных или исследовательских методов). В мире господствует вероятность. Тип научных законов: статистические (вероятностные) законы. Научное знание- ценностно обусловлено. Представление о научном знании- наука- один из факторов общественного прогресса (социокультурность). Постнеклассический тип рациональности учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Этот тип научного познания можно изобразить посредством следующей схемы: (субъект- средства- объект). Цель научного познания: обоснованная и практически полезная гипотеза. Методы научного познания: научное познание как особый лингвистический способ самовыражения и творчества. В мире господствует случайность. Тип научных законов: все научные законы- идеализация и схематизация реальности. Научное знание- результат познавательного творчества ученого. Представление о научном знании- наука должна служить человеку и находится под его контролем (гуманизм 17. Зарождение гуманитарного знания. Неокантианство и «Философия жизни». Гуманитарные знания начали зарождаться в начале 19 века. Во время эпохи возрождения человек стоял в центре (антропоцентрическая эпоха). Лоренцо Вало сформулировал следующие условия словесности: отличная память, хороший почерк, общение с интересными людьми, обилие книг, удобное место, душевный покой Понятие «философия жизни» (В.Дильтей)- осознается недостаточность тех методов и методик, которыми располагает естествознание. Философия жизни зародилась на фоне господства романтизма и явилась реакцией на рационализм эпохи Просвещения. «Крестным отцом» этого течения считается Артур Шопенгауэр, чья философия причудливо совмещала в себе кантианские и буддийские мотивы. Если мир феноменов — это представления, то единственной известной нам вещью в себе является мировая воля. В дальнейшем философия жизни повлияла и подготовила появление герменевтики (через Дильтея) и экзистенциализма (через антропологию Шелера). Элементы философии жизни были заимствованы представителями гуманитарных науках (А. Тойнби, Л. Н. Гумилев), а также некоторыми идеологами Третьего Рейха (Э. Крик). Неокантианство Задача - обоснование и защита научного статуса гуманитарного знания. Естественные науки направлены на отыскание закономерностей фактов, на основе их изучения устанавливают законы. Гуманитарные науки не ограничиваются описанием. Важной задачей является оценка факта. Ученый-гуманитарий совершает отбор по значимости, значимые факты он должен оценить, вынести оценку. Неокантианство- это высшее ценности человеческого бытия: жизнь и достоинство личности, добро, красота и т.д. Каждый факт может быть оценен как положительный или отрицательный в соответствии с ценностной шкалой. Гуманитарный факт обладает мерой самоценности. Символ- некоторый объект, выполняющий функцию замещения и представления другого объекта. Каждый предмет; вовлеченный в сферу культуры, имеет помимо практического аспекта еще и символический. Гуманитарные современные знания отражают третий тип рациональности (постнеклассический).
|