Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Техногенная цивилизация и социальная экология.




цивилизация (civilis) - в переводе из латинской значит "гражданский", "государственный". В современном использовании "цивилизация" означает определенный уровень общественного развития, определенное историческое время развития культуры. Существенным признаком цивилизации является появление государства и связанное с ней возникновения права. В Европейской истории цивилизация классового общества (рабовладельческого) пришла на смену родовому обществу.

Причинами возникновения цивилизации есть коренные изменения производства, формы собственности, форм труда, возникновения новых технологий, что влечет за собой коренные изменения социальной структуры, появление политики, права, философии, науки.

Существуют разные оригинальные теории цивилизации, которые представлены в творчестве Ж. , - Ж. Руссо, І. Канта, М. Данилевского, О. Шпенглера и др.

А. Тойнби: цивилизация - это конкретное общество, социокультурное образование, что локализовано в пространстве и времен.

О. Шпенглер в труде "Сумеречность Европы": развитие цивилизации - это признак, "симптом" разрушения, упадка культуры, т.е., чем больше развиты наука, техника, технология, то есть - цивилизация, тем более страдает от их влияния культура.

В традиции экзистенциальной философии, в творчестве М. Хайдеггера. М. Бердяева, Х. Ортеги - и - Гасета проблема техники рассматривается как проблема метафизическая, как проблема человеческого существования.

М. Бердяев: негативная роль техники проявляется тогда, когда средства (техника) заменяют целые жизни. Техника делает из человека орудий производства вещей, "вещи становятся выше человека". М. Бердяев: "Техника хочет завладеть духом и рационализировать его, превратить в автомат, у раба. Это и есть титаническая борьба человека и технологизированной ею природы".

П. Фейерабенд: наука уменьшает "степени свободы" деятельности человека, ограничивая свободный выбор моделей социального поведения, морально-мировоззренческих ориентиров и идеалов. Стремление науки считать право на истину собственной прерогативой П. Фейерабенд называет "фетишизмом науки". Точка зрения П. Фейерабенда это, по существу, протест против доминирования технической ориентированности мышления и деятельности современного человека.

Учет факта существенного влияния современных технологий на все области жизни человека позволяет исследователям квалифицировать современный этап развития общества как технологическую цивилизацию (Новая технократическая волна на Западе), технократическое общество (Е. Фромм), техническую цивилизацию (М. Бердяев), время технологических революций (В. Звегинцева), век технологической культуры (Грант).

В современной философский литературе сформировалось представление о технологии не только как средство, но и как процесс активной целеустремленной деятельности субъекта, в которой реализуются творческие возможности человека в ее отношении к миру - природе, культуры и воссоздаются сугубо человеческие отношения, а также условия человеческой деятельности.

Сущность процесса технологизации состоит в том, что результаты, которые проектируются субъектом, достаточно однозначно определяют порядок, схему деятельности, регламентирующих способы ее, а ориентиры и цели деятельности обосновываются функционально, то есть, исходя главной степени по возможности функционирования человека в данной системе - производства, научного исследования, образования, общения, повседневной жизнедеятельности. Так, процесс адаптации человека к социальной среде становится, так сказать, освоением технологии повседневной жизни. Естественно, что в таких условиях даже внутренний мир личности испытывает влияние технологизирующейся среды, становится объектом технологизации.

Следовательно, техногенная цивилизация - это общество с высоким уровнем развития науки, техники, технологии, в котором все области жизни испытывают технологизации.

Особенности техногенного, общества социологи и культурологи выявляют, сравнивая его с традиционным.

Традиционное общество (в Европе существовало примерно до XV в. В условиях традиционной цивилизации виды деятельности человека, его средства, цели на протяжении веков существуют как устойчивые стереотипы. В культуре традиционных обществ приоритетными являются традиции, нормы, ориентирующихся опыт предыдущих поколений, а инновации допустимы только в пределах установившихся традиций Классическими примерами традиционных обществ были Древняя Индия, Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция.

 

Техногенная общество возникает в Западной Европе и поэтому его часто определяют и как "западную цивилизацию". Техногенное общество характеризуется значительным динамизмом социальной жизни. В обществах такого типу прогресс осуществляется не за счет расширения культурных зон, а за счет интенсификации деятельности.

 

Главное, что отличает техногенное общество - это новая система ценностей. Принципиально новым в ней является то, что ценностью считается инновация, то есть вообще - принципиально новое, оригинальное. Кроме того, характерным и тем, что отличает техногенное общество от традиционного является то, что ценностью становится автономия личности. Если для традиционных обществ личность - это просто элемент в системе корпоративных связей и если человек не вовлечена в определенной устоявшейся системы отношений, она не считается личностью, то в техногенной цивилизации человек может менять принадлежность к определенной социальной системы, гибко строить отношения с другими людьми , менять систему культуры, состояние, в котором она существует.

 

В. Степин подчеркивает, что техногенная цивилизация формируется на основе античной культуры. Существенным для развития нового, сравнительно с традиционным типом общества, было, во-первых, возникновение демократии как первого способа регуляции социума. Во-вторых - теоретической науки, которая начинается из первой научной теории - геометрии Евклида.

За сутки Ренессанса закладываются основные закономерности техногенной цивилизации.

В. Степин называет их "культурной матрицей" техногенного общества. Собственно техногенная цивилизация разворачивается из ХVII ст. Именно в техногенном обществе возникает ориентированность прогресса на будущее.

Следовательно, влияние техногенной цивилизации на природу, культуру, человека определяется ее мировоззренческими ориентирами. Какими именно?

 

Фантастическими в этом отношении возможности новейшей биотехнологии. С ее помощью конструируют новые биологические формы, которые способны выполнять необходимые и заранее определенные функции. Так, если ввести в клетку нужный ген, можно получить организм, который устойчив к определенным болезням, например - к СПИДу. Возможно также производить естественным биологическим путем необходимые для медицины антигены, вакцины. С помощью молекул афинного узнавания и определенных методик можно лечить больных с опухолями, развязать пробему трансплантации органов. Путем введения в определенных микроорганизмы генов, которые отвечают за продуцирование инсулина, гормона роста, интерферона можно лечить тяжелые болезни.

На основе генно-инженерной технологии конструируют биосенсоры и биокомпьютеры, которые за выводом специалистов уже с 2000 года начнут вытеснять "неорганические" компьютеры. Еще более значительные, чем в гении инженерии, являются технологические возможности белковой инженерии - конструирование белков с любыми наперед заданными свойствами, которые можно использовать для выполнения тоже заранее заданных жизненно важных функций.

Следовательно, технологические возможности новейшей биотехнологии можно оценить как в принципе неограниченными.

Современная наука, в соответствии с этическими принципами, может ориентироваться на отказ от идеала передвоенной природы - в том числе и биологического в человеке - в интересах и по желанию человека.

 

Есть все основания считать, что мировоззренческие ориентиры техногенной цивилизации повлекли завоевательское отношение человека к природе. Следствием такого отношения является экологическое состояние ХХ ст. В процессе обсуждения экологических проблем как проблем выживания человека и природы, понятием, которое воссоздавало интегральные характеристики планетарного экологического состояния, стало понятие "экологическая ситуация". С момента возникновения оно имело по большей части негативную психологическую нагрузку и было научным индикатором деструктивного влияния человека на окружающую среду. Ученые - природничники, методологи науки, психологи, социологи, публицисты говорили, писали, исследовали "угрожающую экологическую ситуацию", "опасную экологическую ситуацию", "кризисную экологическую ситуацию". Это значит, что по оценкам специалистов - экологов, биологов, метеорологов, астрономов, математиков и других исследователей функциональные параметры биосферы отклоняются от нормы, что целостность ее может быть нарушена. Экологическая ситуация всегда является функцией цивилизации, определено экологическое состояние результатом вызванного человеком техногенного влияния на природу. Следовательно, мера угрозы или оптимальности экологической ситуации зависит от того, в какой мере экологические императивы (запрещения) есть регулятивами производственной, технической, научно-исследовательской деятельности человека. Современная экологическая ситуация определяется исследователями как кризисная. Кризисная как существенный признак современной экологической ситуации.

 

 

27. Понятие научной картины мира.

НКМ (Степин) – целостная система представ-й о мире, его струк-ных хар-ках и закон-тях, вырабатываемая в рез-те систематиз-ции и синтеза в фунд-ных достижениях науки. Это особ. ф-ма научно-теор-го зн-я, разв-ся в процессе ист. эвол-и науки. НКМ явл. важн. комп-ом науч. мировоз-ния, но не свод-ся к нему. В мировоз-и кроме зн-й присут-т убежд-я, ценности, идеалы и нормы деятельности, эмоц. отн-я к об-ту изуч-я и т.д.

Стр-ра НКМ: 1) концептуальный ур-нь (фил. категории, пр-пы), кот. конкретиз-ся в НКМ ч/з с-му общенауч-х пон-й и пр-в, ч/з фунд-е пон-я отд. наук (Н: поле, об-во, энергия). 2) чувственно-образный комп-нт – нагляд-е представ-я и образы, базир-ся на к-ре конкр. эпохи. Образы выступ-т в виде с-мы и благ. этому обесп-ся их поним-е НКМ шир. кругом ученых, незав. от их специализации.

Формы НКМ:

1) по степени общности НКМ выступ-т в след. ф-мах:

- общенаучная к.м., т.е. форма систематиз-ции зн-й, выраб-х в естествозн-и и в соц-гум. зн-ях.

- ест-науч. к.м. (пр-да) и науч. карт. соц-ист. действ-ти (картина об-ва). Кажд. из таких картин явл. отн-но самост-м аспектом общенауч. к.м.

- спец. к.м. отд. наук (дисциплинарная онтология). Н: физич. мир, биол. мир). Кажд. из спец. к.м. м.б. предст-на как набор неких теор. конструктов, образ-х модель изучаемой области.

2) с точки зр. ист-ко-кул. принадлежности: НКМ в осн. выступ-т как ест-но-науч. к.м., поэтому в св. послед-ти выглядит след. образом: механич. к.м., электродинамич. к.м., квантовореляц-я к.м., синергетич. к.м. Первые три основаны на ест-науч. к.м.

Функции спец. НКМ:1) систематизация зн-й; 2) обесп-е связи с опытом и к-рой соотв-ей эпохи; 3) f быть иссл-кой программой, кот. целенаправляет постановку эмпир-х и теор. з-ч, а ткж выбор ср-в их реш-я.

Операциональные оснавания НКМ:

Спец. к.м. служат матер-м, на базе кот. сначала склад-ся карт. пр-ды и об-ва, затем общенауч. к.м. 1) Сначала осущ-ся переход, т.е. движ-е от дисцип-го к междисц-ным ур-ням систематиз-ции науки. 2) такой переход осущ-ся не как простое суммирование спец. к.м., а как их слож. синтез, в пр-се кот. лидирующую роль игр. карт. реал-ти основных на данный момент науч. дисц-н. 3) в понятийном каркасе этих дисц-н вычл-сяобщенауч. Пон-я, кот. и стан-ся ядром сначала ест-науч. и соц-ист. картин, а потом и общенауч-й к.м. 4) вокруг этого ядра организ-ся фунд-ные понятия спец. наук, включаемые в к.м. второго ур-ня, а потом и в общенауч. картину. 5) получаемая в итоге к.м., особ. совр-я, не просто систематиз-т зн-я о пр-де и об-ве, но и f-рует как иссл-кая программа, кот. дает видение в/связей м/у предметами разл. наук и опр-т стратегию переноса стратегий и м-в из одной науки в др.

Фил-кие основания науки:

Перестройка спец. к.м. и их трансформация в общенауч. к.м. озн. трансформацию и потому существенное изм-ние фунд-х пр-в науки замену этих пр-в новыми. Такая перестройка осущ-ся в период науч. революции и предполаг. акт-ную, целенаправл-ю роль онтологич. фил. идей

28. Антропный принцип и области его возможного применения

Антропный принцип – одна из наиболее острых и спорных проблем современного миропредставления. Область его применения – роль и место разумной жизни во вселенной , а конкретно человека . Существуют три исторические парадигмы , дающие ответ на этот вопрос . Вселенная антропоморфна , она целостный организм , а человеком управляют высшие космические силы (Аристотель , Птолемей) Вселенная - механизм , созданный Богом , который сотворил человека по своему образу и подобию (Декарт , Ньютон) Стандартная космологическая модель , в рамках которой возникновение разумной жизни - проявление законов случая .Анализ этих проблем привел к осознанию того что во вселенной существует очень тонкая подгонка фундаментальных физических констант и даже малые отклонения от стандартных значений привели бы к такому изменению свойств вселенной , что возникновение человека в ней стало бы невозможно . Эта удивительная приспособленность вселенной к существованию в ней человека получила название антропного принципа .

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты