КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Аксиология и этика науки.Аксиология, это философское учение об универсальных ценностях (истина, благо, красота, добро, свобода, справедливость и др. ). Аксиология науки – это раздел философии науки, предметом которого являются ценностные основания реальной науки, их структура и закономерности изменения. Сама наука – определённая ценность. Возросшая мощь науки в сочетании с целью господства над природой приводит к тому, что наука становится все более агрессивной, особенно экспериментальная. Сущность науки внеморальна, но это не значит, что этика не имеет отношение к науки. В пределах одной культуры меняющиеся общественные ценности влияют на развитие науки. Категория ценности в определенной степени противостоит гносеологической категории истины. На это обратил внимание еще Аристотель, разделявший разум на теоретический, или созерцательный, и практический, или этико-политический. Последний, согласно Аристотелю, «от созерцательного ума... отличается своей направленностью к цели» (Соч. В 4-х т. Т. 1. М., 1976. С. 442). Впоследствии жесткое различие между теоретическим и ценностно-практическим разумом будет отстаивать Кант, с которого, собственно, и можно начинать отсчет А. как самостоятельной сферы философских исследований. Для Канта человек, с одной стороны, есть природно-телесное существо, включенное в необходимые природные связи, а потому вынужденное познавать их посредством соответствующих им врожденных логико-теоретических способностей; с другой стороны, он — свободно волящее нравственное существо, руководствующееся в своей деятельности ценностными максимами практического разума. Однако лишь со второй половины XIX в. своеобразие ценностного бытия человека получает систематическое и разнообразное осмысление. В баденской школе неокантианства (Виндельбандт, Риккерт) разрабатывается онтология ценностей, постулирующая их трансцендентное и объективное смысловое существование, лежащее в основе любых субъективных актов оценки и ценностных предпочтений. Иную по существу концепцию выдвинули представители философии жизни. Так, В. Дильтейставит проблему различия логических категорий, посредством которых мы познаем природу, и «категорий духовного мира» (ценность, понимание, смысл, цель, значение), посредством которых только и может быть схвачена и выражена сфера человеческих переживаний и духовного творчества. Критический пересмотр понятия ценности предпринимает Ф. Ницше, подметивший тот факт, что ценностным представлениям, когда они становятся достоянием массового сознания и тем более когда они приобретают идеологический характер, свойственны репрессивность, языковой фетишизм и выхолащивание жизненно значимого содержания. Идеи Ницше будут интенсивно разрабатываться в аксиологических доктринах XX в., особенно в постмодернистской традиции. Этика науки – это представления учёных об этических нормах, регулирующих их взаимоотношения в ходе осуществления научной деятельности, а также между наукой и обществом. Этика науки – это совокупность моральных норм, регулирующих поведение учёных по отношению: 1) К научному отношению (когнитивная свобода и когнитивная ответственность). Этот тип морального отношения обусловлен творческой природой научного познания и связан с когнитивной ответственностью за принимаемые научные решения(ответственность перед истиной). 2) Друг к другу (коммуникационная свобода и ответственность). 3) Обществу и государству (социальная свобода и ответственность). Этот тип отношение определяется мерой их ответственности за развитие и применение науки перед обществом и государством. 4) Самому себе (экзистенциальная свобода и ответственность). Осознание своего личного предназначения как ученого.
|