КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государственный строй Древней Индии (империя Маурьев).Маурийский царь (раджа) стоял во главе гос-ва, имел законодательную власть. В эту эпоху сформировалась концепция богоугодного правителя, власть которого распределялась на огромную территорию. Все норм.-прав. акты издавались по велению царя. Он назначал крупных чиновников, возглавлял фискальную администрацию, был верховным судьей, считался главнокомандующим армии. Помимо царя существовал совет царских сановников (паришад). Занимался системой управления, выполнял приказы царя. Состоял из знати, которой стремилась сохранить свою и ограничить власть правителя. Со временем фун-и паришада сокращаются до совещательного органа. Также существовала сабха-собрание знати и представителей городского и сельского населения ,выполнявший политические функции. Территория делилась на провинции. Во главе 4х главных стояли царевичи. Эти провинции обладали особой автономией. Для проверки действий местных чиновников царевичи посылала инспекторов. Также существовало деление на обычные провинции, области и округа. Низшей единицей территориального управления была деревня.
12. Специфический характер и место Законов Ману в правовой системе Древней Индии. Общая характеристика этого документа. Появление ЗМ связывают с приспособлением древнеиндийского права к светским нуждам. Если в древнейших источниках рассматривается деликтные преступления(против личности),то теперь внимание уделяется договорным и имущественным отношениям. ЗМ состояли из 2685 статей, написаны в форме двустиший, правовые нормы в 8 и 9 главах, всего 12 глав. Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления. На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).Указывается наследственно-профессиональный характер варн. В законах Ману нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма. В семейных отношениях(гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн. Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений.
|