Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Влияние референтных групп на продвижение семейных ценностей.




Кардинальные изменения в социально-политических отношениях на протяжении всего ХХ в. стали причиной трансформации ценностной матрицы российского общества. На место православной системы семейных ценностей , которая была актуальна для патриархальной России, когда во главе рода и семьи стоял мужчин а , пришла новая семейная мораль, ориентированная на удовольствие, саморазвитие, индивидуалистическую систему ценностей. По мнению многих исследователей современной семьи, отождествление себя с семьей, преданность ей, взаимопомощь, забота о сохранении целостности семьи, подчинение интересов членов семьи интересам и благосостоянию семейной группы уступает место в качестве культурной ценности ценностям индивидуализм а.

Отечественные исследователи С.В. Захаров и Е.И. Иванова пишут о глубинных преобразования х в социально-демографической сфере жизнедеятельности человека, основанных на диалектическом отрицании ценностей и стереотипов традиционного общества, где для индивида демографическая несвобода доминировала над свободным принятием решений в области рождения детей[51].

Несмотря на то, что семья является наиболее устойчивым и консервативным элементом общества, изменения социокультурных условий резко усугуб или противоречия между семейными и внесемейными отношениями, что нередко определя е тся как «ценностный кризис семьи». Современная семья все больше напоминает деловое партнерство между двумя взрослыми людьми, чьи помыслы сосредоточены на самореализации, свободе выбора, личном развитии , индивидуальном стиле жизни и эмансипации[52].

Партнеры, вступающие в брак, ищут не столько выгодного союза, основанного на интересах рода, традициях, сколько возможности удовлетворения индивидуальных потребностей. И менно этот факт обнаруживает уязвимость современной семьи, так как любые потрясения способны разрушить брак, который зиждется не на объективных факторах, а на субъективных категориях чувственности.

В связи с этим возрастает роль внешних условий – духовного климата в обществе и пропагандируемых семейных ценностей, идеалов и форматов взаимоотношений. Усиливается роль примера и, следовательно, средств массовой информации, которые начинают задавать тон на определенный стиль поведения. Ценности, по мнению Т. Парсонса, становятся основой интеграции субъектов в общество посредством «взаимопроникновения между социальной и личностной системами»[53]. Они руководят выбором актора и ограничивают виды взаимодействия для данного актора[54]. Таким образом, формируется социальная общность, приобщенная к единым ценностям. Г. Лассуэлл назвал эту функцию СМИ корреляцией, то есть взаимной координацией отношения людей к тому, что происходит в действительности. Данный процесс осуществляет не столько через информирование, сколько путем формирования отношения к тем или иным событиям или явлениям. Как утверждает Р. Харрис, «необходимо направить взгляды людей на социальную реальность в единое русло»[55]. «А на этой основе возможна и общность воли, и действий»[56].

Согласно теории Пола Лазарсфельда, одноступенчатая модель коммуникации (СМИ – получатели) трансформировалась в двухступенчатую (СМИ – лидеры мнений – получатели). На первом этапе главной становится передача информации, на втором осуществляется уже передача влияния: так называемые «лидеры мнений» способствуют усилению информационного эффекта.

Ценностная персонификация медиапространства увеличивает эффект воздействия на потребителя через «одушевление ценности». Действует механизм проекции, когда харизматический вес героя переносит дополнительную нагрузку на транслируемую им информацию. Олицетворенная ценность (как ценность, провозглашаемая значимым лицом) приводит к возникновению чувства «высокой определенности» (М. Маклюэн), переводит сообщение из разряда абстракции в сферу предельной конкретизации[57].

Согласно теории референтных групп, каждый человек ориентируется на определенную группу, членом которой он может и не являться, но нормы, идеалы и ценности которой воспринимает в качестве образцов, эталонов собственного поведения[58] . Для многих людей такие референтные группы создают их кумиры: популярные актеры, писатели, политики, общественные деятели, все те, кто постоянно находится в центре внимания СМИ. Именно посредством масс-медиа модели их поведения для многих становятся образцами подражания. Е сли ценности большой дружной семь и, дома, традиций будут включены в систему ценностей референтных групп, то индивид или группа лиц по аналогии усвоят их и будут к ним стремиться.

В связи с этим автору представляется необходимым проанализировать отношение к семейным ценностям различных референтных групп, представленных органами власти, общественности, деятелями культуры и искусства. Иными словами, выявить самых эффективных «властителей дум».

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты